Миндор в трансе
ФАС проверяет дорожные контракты Челябинской области за последние годы
ФАС России начала внеплановую проверку в министерстве дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области, а также офисах ЗАО «Южуралавтобан» и его «дочки» ЗАО «Южуралмост». Ведомство заподозрило сговор компаний и министерства на торгах по строительству и ремонту дорог. По данным антимонопольщиков, за последние два года компании выигрывали до 90% госконтрактов. Подрядчики отрицают факт сговора и готовят жалобу в прокуратуру на сотрудников ФАС, которые своей проверкой парализовали работу офисов.
Глава Челябинского УФАС Анна Козлова вчера на пресс-конференции сообщила, что московская комиссия ФАС с 25 по 29 июля проверяет документы миндортранса региона и подрядчиков по дорожным аукционам за последние несколько лет. По ее словам, поводом для проверки стал анализ тенденции, сложившейся на территории региона, когда большую часть аукционов выигрывают одни и те же компании — «Южуралавтобан» и «Южуралмост». Так, по данным госпожи Козловой, в 2015 году этим компаниям отошло 75-80% контрактов от правительства региона, в текущем году — 85–90%. При этом, число жалоб других участников торгов растет: в 2015 году их было 31 (70% обоснованы), в этом году — уже 28 (70% обоснованы). За последние два года, по сообщениям властей, на строительство и ремонт дорог в регионе направлено около 10 млрд руб.
Анна Козлова пояснила, что действия подрядчиков на аукционах могут быть признаны картельным сговором. В этом случае компаниям грозят санкции по ст.14.32 КоАП — штраф 10–50% от суммы контрактов. Также возможно уголовное преследование по ст.178 УК РФ («Ограничение конкуренции»). В действиях миндора могут найти нарушения по ст.16 «Закона о защите конкуренции» (соглашение с органами госвласти, ограничивающее конкуренцию) — минимальный штраф для должностных лиц в этом случае 20 тыс. руб. или дисквалификация. «Претензии к заказчику копятся с 2011 года. Основная из них — укрупненные лоты, которые позволяют участвовать в аукционах одной или двум компаниям, а если их заявляется больше, то есть тенденция необоснованного отклонения заявок. Заказчик неправильно трактует закон, подробно прописывая требования к работам, что создает трудности при подаче заявок на первом этапе», — сообщила госпожа Козлова. Напомним, в начале этого года ФАС дважды приостанавливала аукцион на трехлетний контракт на содержание дорог стоимостью более 12 млрд руб. Антимонопольщики настаивали, что укрупнение лота ограничило количество участников торгов. Миндортранс оспорил действия ФАС в суде и в апреле этого года все-таки заключил контракт с «Южуралмостом». Анна Козлова подтверждает, что в ст.17 «Закона о защите конкуренции» нет прямого запрета на объединение ремонта региональных дорог в один лот, нельзя лишь, чтобы в едином лоте присутствовали функционально и технологически не связанные с собой товары или услуги. При этом в других регионах России есть практика, когда подобные лоты «разбивали» через суд. «Мне кажется, тут нужно решение заказчика, что так делать нельзя. Тенденции негативные, которые ведут к монополизации рынка. Ничего хорошего от этого для экономики нет. Разумно такие лоты дробить», — считает госпожа Козлова. Она отметила, что УФАС 19 июля направило губернатору Борису Дубровскому и министерству экономического развития региона, которое внедряет стандарт развития конкуренции, предложения по дроблению подобных лотов. В администрации губернатора „Ъ” сказали, что господин Дубровский поручил разобраться с данным вопросом.
Пресс-секретарь ГК «Автобан» Анна Колонтаева рассказала, что работа центрального офиса «Южуралмоста» парализована проводимой ФАС проверкой, большинство сотрудников работают из дома. «Проводилось копирование документов, в том числе с личных носителей, выемка документов. На работе дорожников это не отразилось — они продолжают ремонт и строительство в области. Мы подаем жалобу на действия сотрудников УФАС в прокуратуру. Какой может быть картель? Это их выводы. По итогам проверки мы озвучим свою позицию», — уточнила она. В минстрое, в чье ведение до 2015 года входило дорожное хозяйство региона, заявили, что правопреемником органа является миндортранс, поэтому министерство не уполномочено комментировать ситуацию. В миндортрансе заявили, что проверка антимонопольщиков на работу министерства не повлияла, а комментарий по ситуации будет дан после публикации официальной информации на сайте ФАС об итогах контрольных мероприятий. Как пояснили в антимонопольном ведомстве, итоги работы могут быть опубликованы не раньше, чем через месяц.