«Мы — часть культуры электронной музыки»
Куратор Boiler Room Михаэль Штангль — об андерграундной электронной сцене
В эти выходные в Санкт-Петербурге на территории Музея уличного искусства пройдет фестиваль электронной музыки и современного искусства Present Perfect. Передвижная музыкальная онлайн-вечеринка Boiler Room, впервые организованная в бойлерной в Лондоне, при поддержке Adidas Originals станет одной из территорий на фестивале. Boiler Room сегодня — один из главных трендсеттеров в мире андеграунда, последовательно документирующий культуру электронной музыки. С директором немецкого Boiler Room МИХАЭЛЕМ ШТАНГЛЕМ о предстоящем фестивале и Томе Йорке как диджее поговорила ЕЛЕНА КРАВЦУН.
— Когда началась история Boiler Room?
— История Boiler Room началась шесть лет назад, пять с половиной из которых лично я провел с Boiler Room. Фактически я был первым человеком, который пришел в команду извне, не будучи жителем Лондона.
— Сколько сегодня человек входит в команду Boiler Room?
— Вначале нас было всего четверо, впоследствии мы стали делать онлайн-шоу в Берлине, Токио, Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, Мехико. Команда каждый год растет. Головной офис находится в Лондоне, там работают 35–40 человек приблизительно, они занимаются делами, начиная от маркетинга, координации съемок и заканчивая музыкальными программами и технологиями. В России есть несколько ребят, которые уже стали частью нашей команды. Команда Boiler Room сегодня от Японии до США составляет 75 человек.
— Boiler Room—сцена на фестивале в Петербурге впервые примет по сути всех желающих, то есть зрителей, которые купят билеты. Известно же, что на вечеринку Boiler Room купить билет нельзя, вход только по спискам, мероприятия проходят в секретном и каждый раз другом месте. При этом в интернет идет прямая трансляция происходящего. Как вы со своими андерграундными лайв-шоу отважились выйти в офлайн?
— Boiler Room — это не герметичная вечеринка, какой вы ее описываете. Когда мы начинали, основополагающей идеей было взять то чувство, когда ты расслабленно сидишь у друга дома на диване и он играет свою музыку, и сделать что-то простое и радостное одновременно. Основатель проекта Блейз Беллвилль и его друзья купили веб-камеру и устроили трансляцию происходящего, эфир посмотрели сотни людей. С ростом аудитории мы решили, что очень важно как раз сохранять позитивную и открытую атмосферу, когда диджей может играть то, что он хочет, без напряжения. Именно в этом была причина, что у нас воцарился формат invite only: не потому что мы хотим делать эксклюзивные мероприятия, а потому что заботимся о правильной атмосфере. Люди, которые приходили на вечеринки и которых можно было увидеть во время трансляции, были друзьями выступающих диджеев. Это не какой-то топ самых крутых и модных гостей. Сегодня мы уже не просто онлайн-шоу, мы — часть культуры электронной музыки. Для нас важно делать не только эти передачи и прямые включения, но и участвовать в событиях, связанных с электронной музыкой. Фестивали — это точка встречи для разных электронных сцен. Поэтому для нас важно быть там.
— В каких фестивалях Boiler Room уже участвовал? Может быть, Tomorrowland?
— Одним из первых фестивалей, с которым мы начали сотрудничество, в 2012 году стал лондонский Bloc Festival. У нас ежегодно традиционно большая сцена на фестивале электронной музыки Dekmantel Festival в Амстердаме. Мы также много работали с хорватским фестивалем Dimensions Festival.
— Что вы будете показывать на фестивале Present Perfect в Санкт-Петербурге? Какой набор стилей и артистов?
— Выбор артистов для фестивалей зависит обычно от нескольких факторов — логистики (кто находится в туре, у кого есть время) и новизны (показ локальных героев и особенностей именно этой сцены). Для фестиваля Present Perfect мы выбрали уважаемого и любимого командой Boiler Room диджея Рене Павловица (более известного как Shed), русско-французскую артистку Дашу Раш, которая уже много раз выступала в «Бойлерной» и каждое ее выступление было уникальным. Также будет французский электронщик In Aeternam Vale, который никогда у нас не играл. От России будет три диджея.
— Есть ли у вас данные, сколько людей смотрит канал Boiler Room во время вечеринки?
— Это зависит от диджея, который играет в эту минуту, также от того, что происходит в это время в интернете. Недавно мы были в Китае с первыми эфирами оттуда, в итоге их смотрели более 3,5 млн людей. Согласитесь, что это много не только для андерграундной культуры, но и для live-tv в интернете. В месяц на наш архив, на наш канал и эфиры приходят приблизительно 60 млн людей. Бывают маленькие уютные передачи, которые смотрят 50–60 тыс. людей, а бывают такие, что и 500 тыс. собирают. Зрители Boiler Room есть почти в каждой стране, где есть интернет. Мы даже зарегистрировали одного зрителя из Северной Кореи.
— Как вы видите развитие Boiler Room в будущем?
— Одна из наших основных целей — сделать самый полный архив электронной музыки. Мы сделали много эфиров в Европе, сейчас активно осваиваем Азию, буквально через пару недель будут первые передачи из Южной Кореи. В Китае образовалась очень интересная андерграундная электронная сцена. Мы хотим быть там, где электронная музыка развивается. Интересные вещи в этой среде случаются постоянно. Раньше люди думали, что электронная сцена есть только в Центральной Европе и США, сейчас же с нашей помощью у публики есть представление, что уникальную электронную музыку можно услышать и в Корее, и в ЮАР, и в Хорватии. Становится все больше диджеев из африканских стран. В идеале мы хотим, чтобы Boiler Room стал не только видеоканалом электронной музыки, но и площадкой для общения людей из разных стран.
— У вас играли Том Йорк из Radiohead, Джеймс Блейк, Джейми хх… Как они к вам попали?
— Самая смешная история у меня была связана с эфиром Тома Йорка. Он проходил в одном из лондонских клубов, я стоял на бэкстейдже, а рядом сидели два парня на диване. Я спросил для поддержания разговора, что они тут делают, и один из них абсолютно серьезно ответил: «Ты знаешь, а я играю в одной команде с Томом. Radiohead, может, слышал про такую?» Это был их бас-гитарист Колин Гринвуд.
Джейми хх было 17 лет, когда он попал в Boiler Room, фактически он отыграл свой второй сет в жизни у нас в 2010 году. Это показывает, как Boiler Room работает. Для нас документировать процессы в электронной музыке важнее, чем найти или позвать звезду. Если нам нравится, то мы снимаем сет диджея. Возможно, через несколько лет этот диджей станет знаменитостью, как это произошло с Джейми хх.
— Какой Том Йорк диджей?
— Несколько лет назад в Берлине после концерта Radiohead он играл вместе с Caribu «back-to-back» три часа. Он очень эффектный диджей, правда, технически он не выдающийся. Но это и не самое главное в диджее. Первая задача — это выбор музыкального материала, артист должен выстроить понятный рассказ в своем сете. У Тома Йорка со вкусом и выбором все в порядке.