Дуэт на трубе
Москва и Анкара возобновили переговоры о "Турецком потоке"
Стратегический газопровод "Турецкий поток" после годовой проволочки снова в повестке российско-турецких отношений. Вчера состоялись первые переговоры на уровне министров, которые, по данным "Ъ", носили формальный характер. Решения по основным развилкам — количеству ниток газопровода и размеру скидки на газ для Турции — могут быть приняты на встрече президентов двух стран через две недели. По мнению аналитиков, сейчас властям Турции важно продемонстрировать улучшение отношений с ключевым соседом, а Россия может использовать эти переговоры для давления на ЕС по проекту Nord Stream 2.
Россия и Турция спустя год после последних официальных переговоров о судьбе проекта "Турецкий поток" вернулись к обсуждению проблемного газопровода. Министр экономики Турции Нихат Зейбекчи на встрече с главой Минэнерго РФ Александром Новаком подчеркнул, что проект выгоден для обеих сторон. Зампред "Газпрома" Александр Медведев, присутствовавший на переговорах, сообщил, что РФ и Турция создадут рабочую группу по проекту. Следующая встреча министров может состояться 6 августа, в преддверие визита президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Петербург 9 августа.
"Турецкий поток" планировался как замена South Stream, предполагалась прокладка четырех ниток по 15,75 млрд куб. м в год от Анапы до европейской части Турции через Черное море. В середине 2015 года из-за сложностей в переговорах "Газпром" сократил мощность до двух ниток. Инфраструктура для них в России уже почти построена и обошлась монополии по меньшей мере в 400 млрд руб.
Несмотря на оптимистические заявления, вчера стороны очень осторожно комментировали параметры и сроки проекта. "С точки зрения энергетической потребности Турции в газе мы принципиально открыты к строительству первой нитки "Турецкого потока"",— заявил вице-премьер Турции Мехмет Шимшек.
Таким образом, позиция турецкой стороны не изменилась по сравнению с 2015 годом, когда Анкара была готова подписать соглашение только по одной нитке газопровода. "Газпром" настаивал на двух нитках, а до подписания межправсоглашения отказывался предоставлять турецкой госкомпании Botas обещанную скидку на газ. В итоге к осени 2015 года переговоры почти прекратились, Botas пошла судиться с "Газпромом" в арбитраж, а после инцидента со сбитым бомбардировщиком Су-24 перспективы проекта стали совершенно неопределенными.
По данным "Ъ", предметного обсуждения вчера не было. "Мы хотя бы, наконец, познакомились с людьми, которые ведут переговоры с той стороны",— говорит собеседник "Ъ", близкий к Минэнерго. В Турции год назад сменилось правительство, а из-за парламентского кризиса новый состав кабинета был сформирован только в ноябре. Это стало одной из трудностей в переговорах. Примечательно, что сейчас газопровод обсуждал Нихат Зейбекчи как сопредседатель российско-турецкой межправкомиссии по экономическому сотрудничеству, тогда как министр энергетики Турции Берат Албайрак (зять Реджепа Эрдогана) в Москву вообще не приехал, хотя и заявил вчера агентству Anadolu, что отношения с Россией в энергетической сфере "будут пересмотрены".
По словам собеседников "Ъ", основные развилки в переговорном процессе следующие: будут ли в соглашении описаны две или только одна нитка газопровода и как решится спор по цене газа. Для "Газпрома" строительство только одной нитки для самой Турции убыточно. Вторая нитка может обеспечить газом Балканы и юг Италии. По данным "Ъ", эти вопросы, скорее всего, будут вынесены на встречу президентов.
"Для "Газпрома", безусловно, интереснее строить две нитки, так как завязываться только на турецкий рынок означает увеличивать риски",— соглашается Мария Белова из Vygon Consulting. Но даже формальные переговоры с Турцией усиливают позицию "Газпрома" по проекту Nord Stream 2 из России в Германию по дну Балтийского моря. По мнению Марии Беловой, в диалоге с Турцией сейчас у России аргументы сильнее, чем год назад, поскольку с учетом недавней попытки переворота Анкаре (см. стр. 6) будет объективно сложнее привлечь европейцев к работе над альтернативными транзитными проектами, такими как "Южный газовый коридор".
"На данном этапе переговоры имеют больше политическое, чем экономическое, значение — Анкаре важно улучшить отношения с Россией и показать Западу, что у нее есть альтернативные партнеры",— уточняет директор турецкого Института энергетических рынков и политики Волкан Оздемир. Он полагает, что "Газпром" сумеет добиться прокладки двух ниток "Турецкого потока". По мнению господина Оздемира, центральной проблемой переговоров будет ценовой спор и именно от него зависит развитие ситуации вокруг "Турецкого потока".