Бабий бунт
Новые "Охотники за привидениями"
Премьера кино
На российские киноэкраны выходят новые "Охотники за привидениями". Перезагружать франшизу доверили режиссеру Полу Фигу, который совершил маленькую гендерную революцию, сменив охотникам пол. Выдержал ли борьбу с потусторонними силами женский квартет из лучших комедийных актрис нашего времени, рассказывает ЕЛЕНА КРАВЦУН.
"Охотники за привидениями" в истории поп-культуры занимают особое место. Вышедший в мировом прокате в 1984 году в один день с "Гремлинами" и наряду с ними ставший впоследствии классической комедией ужасов этот фильм оказался гимном не только Нью-Йорку, но и 1980-м годам с их повальным увлечением сверхъестественным. Оригинальные "Охотники" — о четырех эксцентричных парапсихологах, которые смогли основать привлекательный бизнес по поимке призраков в Нью-Йорке,— сделали из Билла Мюррея, Дэна Эйкройда, Гарольда Реймиса и Эрни Хадсона культовых звезд. В Голливуде, где перелицовка популярных фильмов из прошлого давно стала способом для студий заработать на ретромании и избежать необходимости придумывать оригинальные идеи, мимо такого шанса пройти не могли.
О перезагрузке "Охотников" впервые было объявлено в 2014 году, режиссером стал Пол Фиг, создатель шоу "Чудики и чокнутые" вместе с Джаддом Апатоу и комедий "Девичник в Вегасе" и "Копы в юбках". Фиг давно известен своей любовью к дамам-комикам. Поэтому неудивительно, что, придя в проект, режиссер решил освежить франшизу и заменил охотников охотницами. Новость была встречена волной негодования фанатов в интернете, а появившийся позднее трейлер собрал максимальное количество отрицательных отзывов среди всех трейлеров за историю YouTube (целых 975 тыс. дизлайков). Тролли извергли на бедных создателей лавину сексистских высказываний, наглядно показывающих, сколь глубоко женоненавистничество до сих пор укоренено в современном обществе. Вдобавок оригинальный фильм в 2015 году был признан культурной ценностью США, что автоматически перевело его в разряд священных неприкасаемых текстов. В таких условиях новые "Охотники за привидениями" должны были бы назло недоброжелателям получиться лучшими во франшизе, но фильм, к сожалению, слишком восхищается своим прошлым, чтобы стать хитом в настоящем.
Эрин Гилберт — многообещающий физик в институте, карьеру которой может испортить книга о паранормальном, некогда написанная в соавторстве с подругой детства Эбби. Эрин так настойчиво пытается получить одобрение мужчин-профессоров и двигаться вверх по академической лестнице, что забывает о дружбе. Однако совсем скоро ей придется воссоединиться с Эбби, чтобы вместе с мастеровитой Джиллиан и служащей метро афроамериканкой Пэтти дать бой нечисти. Дальше фильм превращается в оммаж оригиналу — в кадре появляется привидение Лизун, у которого теперь есть подружка и модная тачка, Билл Мюррей в эпизодической роли, Зефирный человек и даже Сигурни Уивер. Однако если в "Охотниках" 1984 года демонстрировался целый набор актуальных шуток на манер "Политика в новом измерении: есть ли у призраков права?" или "Как там Элвис Пресли — вы давно его видели?", то в нынешней картине на современность нет и намека.
У прежних "Охотников" помимо прочих достоинств было два сильных козыря: спецэффекты и прекрасно написанные диалоги. В нынешнем фильме спецэффекты по-прежнему поражают (особенно если смотреть в 3D), а вот сценарий оставляет желать лучшего. Комедия, пусть и фантастическая, как жанр требует спонтанности и импровизации. Пол Фиг собрал для этого лучший актерский ансамбль, сняв в главных ролях квартет из выдающихся женщин-комиков: Мелиссу Маккарти, Кристен Уиг, Кейт Маккиннон и Лесли Джонс. Начинают они очень бодро (лучше всех — Лесли Джонс, которая говорит текстами песен Ники Минаж), но во второй половине картины актрисы будто стыдятся собственного таланта, скатываясь к стереотипным гендерным шуткам и тратя впустую отличный шанс. "Мы ученые — и мы здесь, чтобы найти истину",— говорит одна из героинь, но, к сожалению, у создателей "Охотников" она оказалась где-то рядом.