Приходские пути сообщений
Священнослужители РПЦ воспользуются мессенджером для общения с паствой
Осенью 2016 года у православных верующих появится свой мессенджер. Продукт создается на базе соцсети "Елицы" при активной поддержке РПЦ. Создатели оценивают потенциальную аудиторию продукта в 7-10 млн человек. В зависимости от статуса, говорят они, "представители разных уровней церковной иерархии смогут оперативно доносить важную информацию до широкой аудитории". Больше всего возможностей будет у патриарха Кирилла, который посредством мессенджера будет способен обратиться "ко всем членам церкви".
Православная соцсеть "Елицы", на базе которой создается мессенджер, начала работу в мае 2014 года по благословению патриарха Кирилла. Учредители и руководители православной соцсети — верующие, прихожане храма Воскресения Христова в Шереметьево. По словам руководства соцсети, "Елицы" — площадка для укрепления связей между православными людьми во всем мире и развития приходской жизни. Проект ориентирован как на православных, так и на тех, кто только ищет путь к Богу.
"Это частный проект, который поддерживается РПЦ,— пояснил "Ъ" заместитель председателя синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе.— Мы считаем, что подобный продукт имеет полное право на существование. Он является ответом на потребности определенной части верующих". По его мнению, "мессенджер способен улучшить возможности для взаимодействия и обмена информацией среди пользователей соцсети". "Находясь в православной соцсети, многие верующие чувствуют себя более комфортно, чем в открытом пространстве — светских соцсетях",— убежден господин Кипшидзе.
По словам директора сайта "Елицы" Валерия Чепухалина, планируется, что православный мессенджер начнет работать в октябре-ноябре 2016 года. "Сейчас все на стадии разработки,— рассказал "Ъ" господин Чепухалин.— У каждого пользователя будет свой функционал в зависимости от церковного статуса, будет визуальная идентификация: епископ, священнослужитель, мирянин". По его словам, пока до конца не определено, каким именно будет интерфейс. "Цель нашего проекта — расширить коммуникационные возможности внутри церкви",— сообщил господин Чепухалин.
По словам разработчиков проекта, в новом мессенджере помимо привычных функций, таких как передача текстовых, аудио- и видеосообщений, будут и специальные. В частности, расширенным комплексом возможностей будут обладать священнослужители. "Они смогут делать массовые рассылки в зависимости от своего статуса,— пояснил "Ъ" директор по развитию соцсети "Елицы" Иван Суслин.— Настоятель сможет делать рассылку членам общины, епископ — по епархии, а патриарх — по всем членам церкви". По его словам, "представители разных уровней церковной иерархии смогут оперативно доносить важную информацию до широкой аудитории — прихода, благочиния, епархии или всей церкви".
Сейчас в соцсети "Елицы" зарегистрировано около 17 тыс. приходов, 111 тыс. пользователей из которых 1066 — священнослужители, 45 — епископы. "Потенциальной аудиторией социальной сети и мессенджера, по нашим оценкам, могут стать люди, которые ходят в храмы — от 7 млн до 10 млн человек",— убежден директор сети "Елицы" Валерий Чепухалин.
"Создание православного мессенджера — правильный ход в информационной политике РПЦ,— считает президент Гильдии экспертов по религии и праву, руководитель центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин.— Современные технологии показывают, что РПЦ — не церковь старушек, а современных людей". По его мнению, церковь в будущем будет усиливать свое присутствие в соцсетях, развивать собственные ресурсы.