Алтайский драйвер федерального уровня
Политика импортозамещения должна к 2020 году привести практически к удвоению количества ежегодно приобретаемой аграриями сельхозтехники. Такую задачу министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев поставил на крупнейшем в стране агропромышленном форуме «Всероссийский день поля», который впервые прошел на территории Сибири, в Алтайском крае. Созданный здесь шесть лет назад Алтайский кластер аграрного машиностроения признается одним из самых успешных в стране проектов по импортозамещению, он поставляет на рынок машины и агрегаты по цене вдвое ниже, чем у западных аналогов.
Время для обновления
«Всероссийский день поля» с 14 по 16 июля прошел на территории Сибирского агропарка — площадки для демонстрации сельхозтехники и передовых аграрных технологий — вблизи поселка Прутской, в 37 км от Барнаула. Его участниками стали более 260 компаний из России и зарубежья — Израиля, Южной Кореи, Испании, Германии, Белоруссии, Казахстана.
«Алтайский край по праву считается одной из основных житниц страны и главной житницей Сибири. Вы занимаете лидирующие позиции в Сибири по объемам реализации зерна, молока и мяса»,— отметил в обращении к участникам форума Александр Ткачев. По словам министра, мероприятия, подобные «Дню поля», сплачивают аграриев, позволяют делиться опытом и получать новые знания. В свою очередь, губернатор Алтайского края Александр Карлин выразил уверенность, что «Всероссийский день поля» — «событие, которое оставит свой след в истории развития агропромышленного комплекса не только нашего региона и Сибири, но и страны в целом». «Мы постарались на площадках „Всероссийского дня поля“ максимально показать возможности региона по производству сельхозтехники, представить новые технологии в аграрном производстве, достижения аграрной науки. Здесь в полной мере представлен агробизнес Алтайского края, наша перерабатывающая пищевая промышленность»,— подчеркнул глава региона.
Центральной темой форума стало «обновление парка сельхозтехники в условиях импортозамещения». Место для обсуждения стоящих перед отраслью задач и путей достижения ее целей выбрано не случайно. Алтайский край — один из лидеров российского сельхозмашиностроения. Созданный в 2010 году Алтайский кластер аграрного машиностроения (АлтаКАМ) объединяет более двух десятков промпредприятий, которые суммарно производят около 70% машиностроительной продукции региона. По итогам 2015 года участники кластера выпустили 4,5 млн единиц продукции общей стоимостью 4,5 млрд руб., инвестировав в бизнес около 200 млн руб. «В прошлом году предприятия кластера показали двукратный рост производства по отношению к 2014 году. Только за последние два года они освоили выпуск более 60 новых образцов сельхозтехники и агрегатов. По своим характеристикам эта техника не уступает зарубежным аналогам, при этом в два раза дешевле»,— констатирует заместитель губернатора Алтайского края Александр Лукьянов.
Предприятия АлтаКАМа сконцентрированы в двух точках — в Рубцовске и Барнауле. В краевом центре развитие отрасли определяет Алтайский моторный завод, по соседству с которым работают «Барнаултрансмаш», Алтайский завод агрегатов, «Агроцентр» и ряд других; в Рубцовске — Рубцовский завод запасных частей. Предприятия кластера задействованы в сборе тракторов «Кировец» (Петербургский тракторный завод) и зерноуборочных комбайнов «Алтай-Палессе» из машинокомплектов белорусской компании «Гомсельмаш». За четыре года уровень локализации производства тракторов «Кировец» вырос с 7 до 30%. На предприятиях кластера заняты 2,5 тыс. человек.
«Считаю, что жители Алтайского края могут гордиться тем, что в регионе не только сохранено производство сельскохозяйственной техники, но оно успешно развивается в рамках единого производственного кластера. В рамках форума мы увидели десятки образцов сельхозтехники, сделанных на Алтае, для обработки почвы, уборки урожая»,— отметил Александр Ткачев.
Однако, несмотря на успехи отечественных машиностроителей в сфере АПК, темпы обновления парка тракторов, комбайнов, почвообрабатывающей, посевной и прочей сельхозтехники в России далеки от потребностей отрасли. Если, по данным Минсельхоза РФ, в странах Европейского союза на 1 тыс. га пашни приходится 85 тракторов и 11,5 комбайна — на 1 тыс. га посевов, то в России — это 3,6 и 2,5 соответственно. Если в США нагрузка на один трактор 38 га, а на зерноуборочный комбайн — 63 га, то в РФ соответственно 247 га и 354 га. Доля тракторов старше 10 лет превышает в России 60%, зерноуборочных комбайнов — 47%, кормоуборочных — 42%. «Где больше оснащенность сельхозпредприятий техникой, там выше урожайность. Закономерность здесь прямая. Если в Краснодарском крае на обработку 1 га пашни приходится 2 л. с., то и урожайность там 50–60 ц/га, а если в Оренбургской области на то же количество пашни в распоряжении аграриев меньше 1 л. с., то и урожай там всего 10 ц/га»,— объясняет директор департамента растениеводства, механизации, химизации и защиты растений Минсельхоза РФ Петр Чекмарев.
«Это огромное подспорье»
Минсельхоз РФ в этом году ожидает валовой сбор зерновых на уровне 106–110 млн т при средней урожайности 21 ц/га. На «Всероссийском дне поля» Александр Ткачев заявлял, что министерство поставило задачу к 2020 году увеличить сбор зерновых до 120 млн т. Это позволит вывозить за пределы страны до 50 млн т. В прошлом году экспорт зерновых составил рекордные 33,9 млн т. Но уже к 2030 году урожай в России должен достичь 130 млн т. Петр Чекмарев считает, что России по силам выращивать и 150 млн т зерна. «Нужно лишь обеспечить среднюю урожайность на уровне 30 ц/га. Эта цель достижима. Для этого у аграриев должна быть современная сельхозтехника в необходимом количестве»,— заключил чиновник Минсельхоза.
Для решения этой задачи еще в конце 2012 года федеральное правительство приняло постановление №1432, определившее порядок предоставления субсидий производителям сельхозтехники. По этому документу покупателям отечественной сельхозтехники из европейской части страны и с Урала предоставляется скидка в размере 25%, а жителям Крыма, Сибири и Дальнего Востока — 30%. Выпадающие доходы производителей сельхозмашин компенсируются из федерального бюджета. «Сельхозтоваропроизводителям нужно ежегодно приобретать не менее 20–30 тыс. единиц новой техники — сегодня же покупается в два-три раза меньше, и то благодаря беспрецедентной поддержке государства»,— подчеркнул Александр Ткачев. Министр отметил, что в прошлом году правительство втрое увеличило субсидии производителям сельхозтехники — до 5,2 млрд руб. «В 2016 году благодаря принятому правительством России решению на эту меру поддержки предусмотрено 10 млрд руб. Это позволит уже в текущем году приобрести 17 тыс. единиц сельхозтехники — беспрецедентное количество в истории современной России. Два года назад эта цифра была около 5 тыс. единиц. Если мы и дальше будем двигаться теми же темпами, то сможем ежегодно поставлять сельхозтоваропроизводителям до 40 тыс. машин. Это уже совершенно другая урожайность и себестоимость продукции»,— отметил Александр Ткачев.
Ожидается, что к 2020 году уровень закупок сельхозтехники достигнет 30 тыс. единиц, из которых 20 тыс. единиц — тракторы, 8 тыс. — зерноуборочные комбайны, 2 тыс. — кормоуборочные комбайны. Реальные же потребности аграриев в зерноуборочных комбайнах и тракторах вдвое больше.
Помимо Минсельхоза РФ машиностроителей поддерживает Министерство промышленности и торговли РФ. «В антикризисной программе правительства есть блок промышленных субсидий для предприятий сельскохозяйственного машиностроения. Объем поддержки на этот год — 8 млрд руб., в течение первого полугодия до предприятий отрасли было доведено 44% от этой суммы. Речь идет о компенсации части затрат, возникающих в процессе разработки и производства сельхозмашин»,— рассказал заместитель министра промышленности и торговли РФ Александр Морозов. По его словам, заявки на предоставление субсидии в Минпромторг подали 68 из более чем 300 сельхозмашиностроителей страны.
Другой источник федеральной поддержки — средства АО «Росагролизинг». «Наш основной инструмент — программа обновления парка техники. Ее бюджет на 2016 год — 1,9 млрд руб. По этой программе сельхозтоваропроизводитель может приобрести либо комбайн, либо трактор с прицепным и навесным оборудованием. Первоначального взноса нет, залогов нет, отсрочка платежа шесть месяцев, вознаграждение „Росагролизинга“ — 3%»,— перечисляет условия лизинговой программы заместитель генерального директора АО «Росагролизинг» Наталья Зудина. В прошлом году по этой программе аграрии приобрели 332 единицы техники. С начала текущего года заключено 160 договоров на 162 единицы техники общей стоимостью 930 млн руб.
«Рынок уже почувствовал, что сельхозпроизводители стали настоящим драйвером спроса на отечественную сельхозтехнику. Необходимо разработать меры, стимулирующие производство высокотехнологичной российской сельхозтехники, чтобы в сжатые сроки осуществить техническое перевооружение отрасли»,— подчеркнул господин Ткачев.
Бизнес может претендовать не только на федеральную поддержку, но и на получение финансовой помощи от местных властей. «Нельзя не похвалить власти Алтайского края за то, что они к 30%, которые субсидируем мы из федерального бюджета, добавляют еще свои 10%. В результате субсидия предприятию вырастает до 40%. Получается, что алтайские сельхозтоваропроизводители покупают тракторы и комбайны за 60% их стоимости. Это огромное подспорье»,— отметил министр сельского хозяйства России.
«Я с особой благодарностью говорю о том, что сегодня мы получаем поддержку аграрного сектора не только по программе развития сельского хозяйства, но и по программам поддержки промышленности России. Каждый пятнадцатый рубль, который государство направляет на поддержку аграрного машиностроения, получает аграрий Алтайского края. Это служит дополнительным импульсом для нашей исторически значимой отрасли»,— заявил на форуме Александр Карлин.
Экспертный потенциал
По данным Минсельхоза, одна из самых сложных в стране ситуаций с наличием у аграрного бизнеса современной сельхозтехники — в Сибирском федеральном округе. Чтобы ее исправить, министерство Александра Ткачева приняло решение на 30–40% увеличить объемы погектарной поддержки в сибирских регионах. «При этом мы хотим, чтобы 40% от этой субсидии были привязаны к внесению сибирскими сельхозтоваропроизводителями минеральных удобрений. Это будет хороший экономический стимул для повышения урожайности. Получим в Сибири больше зерна — значит у местных аграриев будет больше денег»,— убежден господин Ткачев. Сегодня сибиряки в среднем вносят 7–10 кг удобрений на 1 га пашни вместо 20–30 кг, которые требует технология сельхозпроизводства.
Также на форуме Александр Ткачев сообщил, что с 1 января 2017 года может начать работу льготное кредитование для сельхозтоваропроизводителей под 5%. «Впрочем, те механизмы поддержки — субсидии, субвенции, возмещение прямых затрат на производство сельхозпродукции, которые существуют сегодня, позволяют получать ставку по кредиту даже ниже 5%. Это притом, что длина кредита — 8–10 лет. Поэтому этот бизнес становится окупаемым, интересным и прибыльным»,— подчеркнул министр.
Перспективы развития отечественного сельхозмашиностроения власти связывают с решением задачи импортозамещения в этой отрасли. И первые результаты обнадеживают. «Все вопросы, связанные с зависимостью нашего производства от импорта, сегодня сняты. И это при условии высоких требований к качеству современных энергонасыщенных тракторов»,— отмечает директор АО «Петербургский тракторный завод» Сергей Серебряков. Демонстрируют успехи и алтайские производители. «АлтаКАМ — пример удачного взаимодействия власти и бизнеса. Благодаря этому объединению сегодня полностью снята проблема зависимости отечественных производителей энергонасыщенных тракторов от импортных шин. Теперь их выпускает Алтайский шинный комбинат. А ведь еще два года назад 90% сельскохозяйственных шин в России были украинского производства»,— констатирует господин Серебряков. В текущем году Петербургский тракторный завод прогнозирует 40-процентный рост объемов сборки в Алтайском крае — до 150 единиц. «Доля тракторов алтайской сборки в общем объеме производства нашего завода занимает около 8%»,— сообщил Сергей Серебряков.
По статистике Минсельхоза РФ, доля импортных тракторов на российских полях сегодня составляет 66,4%, зерноуборочных комбайнов — 20,7%, кормоуборочных — 22%. В то время как трактора для виноградарства и садоводства и свеклоуборочные комбайны, используемые в России, исключительно иностранного производства. «По прогнозному плану, российские аграрии в этом году закупят отечественной сельхозтехники на 55 млрд руб., но на 45 млрд руб. вынуждены будут покупать импортную технику»,— посетовал Петр Чекмарев.
Заместитель губернатора Томской области по агропромышленной политике и природопользованию Андрей Кнорр обратился к Александру Ткачеву с просьбой наряду с тракторами и комбайнами включить в программу импортозамещения машины и оборудование для молочного животноводства, которое в последние годы активно развивается в Томской области. «Наши сельхозтоваропроизводители в основном используют импортное молочное оборудование — немецкое, итальянское, финское, белорусское. Нет отечественных аналогов. В то же время в нашем регионе есть достаточный научно-технический потенциал, чтобы производить современное молочное оборудование. Если на федеральном уровне такая задача нам будет поставлена, мы ее в самое ближайшее время решим»,— заверил министра господин Кнорр.
Удовлетворение потребностей российского села в современной отечественной технике — важная, первоочередная задача. Но есть и другая — динамичное наращивание объемов экспорта сельхозмашин и агрегатов. «Мы сегодня имеем большое количество иностранных контрактов на поставки очень дешевой по западным меркам российской сельхозтехники. Но для начала мы должны обеспечить техникой своих аграриев, а потом уже завалить западные страны нашей высококачественной продукцией»,— считает Александр Морозов. Предприятия АлтаКАМа недавно вышли на рынки стран Средней Азии — Казахстана, Узбекистана, Таджикистана. Это только начало, уверены участники алтайского кластера.
По итогам агропромышленного форума «Всероссийский день поля» аграрии заключили контракты на покупку специализированной техники на сумму более 400 млн руб. Участник АлтаКАМа Рубцовский завод запасных частей подписал договоры на готовую технику более чем на 20 млн руб., а на запасные части для сельхозоборудования — более чем на 50 млн руб.
Какого эффекта вы ждете от форума «Всероссийский день поля»?
Валерий Мальцев, генеральный директор завода «Ростсельмаш» (Ростов-на-Дону)
— Я приятно удивлен тем огромным количеством посетителей, которых я увидел на форуме. Это значит, что мы смогли более широко показать свою продукцию, рассказать о ее особенностях, обсудить с сибирскими предприятиями их потребности в обновлении сельхозтехники, услышать пожелания наших эксплуатантов по улучшению техники.
Алтайский край — регион с огромными посевными площадями. Это совершенно другие условия уборки урожая по сравнению с регионами Центральной России, они более сложные. Но мы приспособили свою технику под сибирские условия. За последние пять лет мы поставили в Алтайский край более 1 тыс. единиц разнообразной сельхозтехники — комбайны, тракторы, агрегаты.
Тема импортозамещения, поднятая на «Всероссийском дне поля», очень актуальна для нас. Если раньше сельхозмашины мы выпускали в том числе за границей, например в Канаде и США, то сегодня производство целиком сконцентрировано в России. Уверен, если та поддержка, которая оказывается отрасли в последние два года, продолжится, мы увидим наши сельхозмашины доминирующими не только на российских полях, но и за рубежом.
Валерий Гачман, генеральный директор ЗАО «Грана», вице-президент Союза зернопереработчиков:
— Главный результат форума — привлечение внимания к нашей отрасли, к структурам, работающим в этом бизнесе, к сельхозмашиностроителям, зернопереработчикам, мукомольным и крупяным предприятиям, к производителям молока и мяса. «Всероссийский день поля» — это концентрация в одной точке очень большого количества компаний. Здесь завязалось много деловых контактов. Кроме этого, такое масштабное мероприятие позволяет расширить представление федеральной власти о региональном аграрном бизнесе, быстрее погрузиться в проблемы, выделить первоочередные задачи, стоящие перед отраслью. Можно бесконечно долго выступать с докладами в Москве, рассказывая о сельском хозяйстве региона, другое дело, когда федеральный министр сам приезжает в Алтайский край и собственными глазами видит, как здесь все устроено. Поэтому эффект от таких мероприятий ничем не заменишь.
За последние 10 лет страна сделала колоссальный шаг по пути импортозамещения в сельхозпроизводстве. Если в середине 2000-х годов Россия закупала половину мяса за границей, финансово поддерживая животноводов США, Бразилии, Западной Европы, то сегодня мы стали страной, которой необходим экспорт мяса птицы. В самое ближайшее время такой же результат мы увидим в свиноводстве. Сегодня мы практически полностью обеспечиваем себя свининой. Предстоит решить задачу повышения объемов производства мяса крупного рогатого скота. Считаю правильным, что российские власти закрыли доступ на внутренний рынок западным продуктам, которые мы можем производить сами. Например, сыры. Ведь в Западной Европе власти оказывают несоизмеримый с российским объем поддержки. При соизмеримом качестве продуктов конкурировать с ними на одном прилавке невозможно. Поэтому я очень рад, что тема импортозамещения продолжает оставаться актуальной и обсуждается на форуме. Алтайский край — регион, вывозящий сельхозпродукцию, надо создать условия для расширения возможностей наших товаропроизводителей по гарантированному сбыту своих товаров.