«Повышение инвестиционной привлекательности села — задача комплексная»
Госпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий в Новосибирской области на 2015–2017 годы и на период до 2020 года» ставит масштабные задачи по повышению уровня жизни на селе. О программе и ее целевых показателях, а также состоянии сельского хозяйства в регионе рассказал заместитель председателя правительства Новосибирской области — министр сельского хозяйства
Василий Пронькин.
Об устойчивом развитии села
— Василий Андреевич, в феврале 2015 года была принята государственная программа устойчивого развития сельских территорий Новосибирской области до 2020 года. Насколько успешно она стартовала?
— С начала действия государственной программы «Устойчивое развитие сельских территорий в Новосибирской области на 2015–2017 годы и на период до 2020 года» на ее реализацию направлено 1,25 млрд руб., в том числе из федерального бюджета — 333,1 млн руб., из областного — 498,4 млн руб., за счет местных бюджетов — 7,1 млн руб., за счет внебюджетных источников — 410,5 млн руб.
За это время улучшили жилищные условия 150 граждан, проживающие в сельской местности. Построено 12,86 тыс. кв. м жилья, в том числе 8,22 тыс. кв. м для молодых семей и молодых специалистов. Ведется строительство еще 435 квартир, в том числе 316 для молодежи. В 2016–2017 годах будет введено 30,16 тыс. кв. м жилья, из них 21,14 тыс. кв. м — для молодых семей и молодых специалистов.
В рамках программы построено 15 км и ведется строительство 16 км водопроводов в 11 сельских населенных пунктах. Завершено строительство школы в Мошковском районе на 132 места, построен фельдшерско-акушерский пункт (ФАП) в Ордынском районе, рассчитанный на 14 посетителей в смену. Построено 10 км и ведется строительство 6 км дорог в пяти районах области. Завершается реконструкция Дома культуры в рабочем поселке Ордынское.
— По статистике, с начала 2000-х годов численность сельских жителей сократилась на 15%. Есть ли задача остановить этот тренд? Если да, то насколько это реально сделать?
— Указанная проблема характерна не только для Новосибирской области, но и для России в целом. Существует несколько причин этой негативной тенденции, прежде всего это отсутствие рабочих мест с достойными условиями труда и заработной платой и низкое социально-инженерно-бытовое обустройство сельских территорий. Для решения этих задач и разработана государственная программа по устойчивому развитию сельских территорий в Новосибирской области. Ее цели — создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности Новосибирской области и стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности.
— Одна из задач программы — стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе. Насколько активно сегодня бизнес инвестирует в АПК? Что предлагается сделать, чтобы повысить привлекательность сельских территорий для потенциальных инвесторов?
— На развитие агропромышленного комплекса области в 2015 году направлено 8,7 млрд руб. инвестиций в основной капитал, в том числе в сельхозпроизводство — 5,4 млрд руб., в перерабатывающую промышленность — 3,3 млрд руб. Сейчас на территории области реализуется более 50 инвестпроектов, в том числе шесть крупных, стоимостью от 600 млн до 16 млрд руб. Повышение инвестиционной привлекательности села — задача комплексная, которая должна включать в себя создание инфраструктуры, господдержку инвестиционной деятельности и подготовку кадров для решения задач инвесторов. Поэтому исполнителем госпрограммы является не только минсельхоз, но и еще шесть органов исполнительной власти Новосибирской области и администрации муниципальных образований.
Организация, инвестирующая в сельское хозяйство Новосибирской области, может рассчитывать на такие виды господдержки, как компенсация части затрат на уплату процентов по кредитам; компенсация до 50% стоимости приобретенных техники и оборудования для сельхозпроизводства, 20% стоимости приобретенных племенных животных, до 60% стоимости оригинальных и элитных семян, до 50% затрат на проведение мелиоративных мероприятий, до 50% на социально-инженерное обустройство; налоговые льготы по уплате налога на прибыль, налога на имущество.
— Другая важная задача — удовлетворение потребностей сельского населения в благоустроенном жилье. Что понимается под таким жильем? Насколько оно будет доступно селянам?
— Под благоустроенным жильем понимается не только жилое помещение с централизованными или автономными инженерными системами, но и обеспечение населенных пунктов соответствующей инфраструктурой — ФАПами, школами, спортивными площадками, дорогами. Министерство предоставляет субсидии в размере до 70% расчетной стоимости жилья, оставшиеся 30% граждане могут оплатить с использованием средств материнского капитала, взяв заем либо продав имеющееся жилье.
— Программа реализуется с большим участием областного и федерального бюджетов. Все стороны выполняют свои обязательства? Кризис вносит свои коррективы?
— Одной из задач госпрограммы являлось привлечение в область средств федерального бюджета. Она выполняется, но в объемах меньше запланированных. По нормативам правительства РФ софинансирование из федерального бюджета составляет до 70% в финансировании расходных обязательств регионов, фактически же основная нагрузка легла на областной бюджет и составляет по итогам двух лет реализации программы 60%.
— Какие конкретные результаты в рамках выполнения программы вы намерены получить до конца текущего года и в 2017 году?
— В 2016 году улучшат жилищные условия 212 семей, в том числе 159 молодых семьей и молодых специалистов в 22 районах области; будет построено 15,8 км водопроводов в Колыванском, Татарском, Тогучинском и Чулымском районах; будет завершено строительство районного Дома культуры в поселке Ордынское, введено в эксплуатацию 5,6 км дорог в Купинском районе. В 2017 году результаты планируются на уровне 2016 года. К сожалению, сложившиеся экономические условия не дают возможности планировать увеличение целевых показателей в следующем году, но стоит задача не сбавлять темп прироста.
О зерновой кампании-2016
— Насколько успешно аграрии Новосибирской области провели посевную кампанию? В чем было ее отличие от прошлых лет? Каковы ваши ожидания на урожай-2016?
— Яровой сев в Новосибирской области проведен на площади 1,88 млн га. Это на 2,4% выше показателей прошлого года. Засеяно зерновыми культурами 1,47 млн га (+3,8% к уровню 2015 года, или +7,4 тыс. га), однолетними травами — 283,5 тыс. га, техническими культурами — 53,9 тыс. га, в том числе рапсом — 38,3 тыс. га, подсолнечником — 11 тыс. га. Пшеницей засеяно 1,05 млн га (+3,8%, или +20,6 тыс. га), картофеля высажено 3,8 тыс. га (+540 га), овощей — 697 га (+89 га).
Для обеспечения ярового сева сельхозтоваропроизводители приобрели все необходимые ресурсы. Кондиционность семенного материала (311 тыс. т) составила 92,3% (в 2015 году — 85,9%). Для сортообновления хозяйства приобрели 7,8 тыс. т семян высших репродукций (+11,9%), закупили 1,16 тыс. т семян кукурузы (+4,3%). По состоянию на 1 июня на полях региона внесено 34,8 тыс. т минеральных удобрений (+7%, или +5,4 тыс. т). На один гектар посевной площади внесено 8 кг минеральных удобрений.
К началу посевной кампании сельхозтоваропроизводители приобрели 316 единиц техники, в том числе 69 тракторов на общую сумму 771 млн руб. (+419 млн руб.). В весенне-полевых работах было задействовано 8,9 тыс. тракторов, 4,4 тыс. грузовых автомобилей, 689 единиц современных высокопроизводительных посевных комплексов.
— Какую господдержку регион оказал селянам при проведении весенне-полевых работ?
— На проведение весенне-полевых работ сельхозтоваропроизводителям области направлено 2,16 млрд руб., в том числе из областного бюджета — 1,02 млрд руб., из них 555,6 млн руб. — на компенсацию части затрат на приобретение техники и оборудования предприятиями отрасли, а также 117,6 млн руб. на проведение комплекса агротехнологических работ. Федерация направила 1,13 млрд руб., из них на несвязанную поддержку — 467 млн руб.
— Каковы первые результаты сельхозкампании-2016?
— В настоящее время сельхозтоваропроизводители области проводят работы по заготовке кормов, подъему пара и гербицидную обработку. По состоянию на 19 июля 2016 года убрано трав на сено более 20% от плановых показателей, сенажа заготовлено 284,1 тыс. т (25%), поднято паров на площади 470 тыс. га. Гербицидная обработка посевов проведена на площади 1,14 млн га, или 108% к запланированному объему.
В 2016 году хозяйствам предстоит провести уборочные работы на 1,64 млн га, из них 1,54 млн га — зерновые культуры; картофель и овощи — 45,4 тыс. га; технические культуры — 53,3 тыс. га, в том числе подсолнечник на маслосемена — 10,9 тыс. га, рапс — 38 тыс. га.
Планируется, что валовой сбор зерна в этом году составит 2,7 млн т в бункерном весе при средней урожайности 17,5 ц/га. Ожидается, что вес после доработки составит 2,4 млн т зерна. Это позволит закрыть потребность области в семенах, фураже для общественного животноводства и личных подсобных хозяйств. На свободную реализацию и для расчетов с кредиторами хозяйства области поставят более 1,3 млн т зерна.
— В последние месяцы власть и бизнес активно обсуждают возможность сбыта сибирского зерна Китаю в рамках межправительственного соглашения от 17 декабря 2015 года. Насколько аграрии Новосибирской области заинтересованы в сбыте зерна КНР? В какие сроки вы ожидаете начало отгрузок пшеницы? О каком количестве зерна идет речь?
— Новосибирская область является одним из крупнейших производителей сельскохозяйственной продукции в стране, рынок зерна — ключевое звено в развитии экономики региона. В прошлом году валовой сбор зерна по области составил 2,2 млн т. В 2016 году баланс зерна по Сибирскому федеральному округу складывается оптимистический: профицит в этом году ожидается в размере 2,5–3 млн т.
Спрос на зерно в странах Юго-Восточной Азии, и в том числе в Китайской Народной Республике, динамично растет. В 2016 году открыты квоты на поставку в Китай ржи и пшеницы. Экспортный потенциал зерна по СФО предполагается примерно в 300 тыс. т, эти объемы могут быть направлены в Китай.
О животноводстве
— В последние 10 лет в Новосибирской области была решена задача обеспечения потребностей населения в свинине и курятине. Насколько остра в регионе проблема дефицита говядины?
— Уровень самообеспечения мясом и мясопродуктами в 2015 году составил 87,3% (в 2011 году — 87,7%). Потребление мяса и мясопродуктов на душу населения в 2015 году составило 68 кг, что соответствует уровню 2013–2014 годов. Но фактическое потребление мяса и мясопродуктов в регионе на 5,48% отстает от норм, рекомендуемых Институтом питания РАМН. В соответствии с рациональными нормами потребления продуктов норма по говядине составляет 25 кг на человека в год. В 2015 году хозяйства Новосибирской области произвели около 34 тыс. т говядины (в убойном весе), или 12,3 кг на человека. Население области восполняет недостаток говядины в своем рационе мясом птицы как более дешевым продуктом питания.
— Какова доля собственного производства мяса КРС, какова — завозной продукции? Откуда завозят говядину в регион?
— В 2015 году доля производства в общем объеме ресурсов мяса и мясопродуктов составила 56,6%, в том числе говядины — 11,6%. Доля ввоза мяса и мясопродуктов — 39,7% (в 2011–2014 годах — 34,2–39,6%). Основными поставщиками мяса и мясопродуктов в торговые сети области являются Алтайский край, Омская, Кемеровская и Челябинская области.
Напомню, что в 2015 году произошло резкое сокращение ввоза импортной говядины — с 11,2 тыс. т в 2014 году до 3,8 тыс. т. В 2016 году сокращение ввоза импортной говядины продолжается, ее доля составила 43,5%. Основные поставщики — Бразилия (55,5%), Парагвай (30,7%), Аргентина (9%).
— Какова динамика производства молока в регионе? Насколько близка она к нормативным показателям? Удается ли уйти от сезонности?
— В 2015 году доля производства в общем объеме ресурсов молока и молокопродуктов составила 66,8% (в 2011 году — 70,7%). Новосибирская область в последние годы практически полностью находилась на самообеспечении. Так, уровень самообеспечения в 2015 году по молоку и молокопродуктам составил 81,5% (в 2011 году — 88,1%). Потребление молока и молокопродуктов в 2015 году по сравнению с 2014 годом увеличилось на 8,5%, до 280 кг на человека.
Для снижения зависимости производства молока от сезонности на сельхозпредприятиях ведется работа по смещению отелов. Это позволяет хозяйствам увеличить объемы «зимнего» молока, когда закупочные цены выше.
О господдержке
— Изменился ли подход к оказанию господдержки? Как плановые объемы господдержки на 2016 год коррелируются с 2015 годом?
— Ассигнования, предусмотренные на развитие сельского хозяйства законом «Об областном бюджете Новосибирской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов», соответствуют уровню прошлого года. Министерством сохранены все направления господдержки, финансирование по которым осуществлялось в 2015 году. В рамках программы «Устойчивое развитие сельских территорий в Новосибирской области на 2015–2017 годы и на период до 2020 года» из бюджета будет направлен 181 млн руб., а на «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Новосибирской области на 2015–2020 годы» — 1,8 млрд руб.
Несмотря на сохранение действующих направлений поддержки, министерство ведет мониторинг их эффективности и корректировки. Оценка эффективности производится через степень достижения целевых показателей, определенных госпрограммой, соглашениями, заключенными с Минсельхозом РФ, а также влияние на развитие отрасли. Результатом работы являются как уже внесенные, так и прорабатываемые изменения в госпрограмму «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Новосибирской области на 2015–2020 годы», другие нормативно-правовые акты, регламентирующие механизм и условия оказания господдержки.
— В 2015–2016 годах сельхозпроизводители Новосибирской области неактивно участвовали в зерновых интервенциях. Насколько в сегодняшних условиях эта мера господдержки эффективна?
— Государственные интервенции на рынке зерна остаются значимым инструментом в регулировании зернового рынка, позволяя сглаживать сезонные изменения цен и формировать государственные запасы для направления их в регионы, пострадавшие от стихийных бедствий, засухи и т. д. Производители области принимают активное участие в государственных закупочных интервенциях на рынке зерна. По итогам торгов из урожая 2015 года хозяйствами реализовано 230 тыс. т зерна. На хранении находится более 66 тыс. т зерна урожаев 2008–2013 годов.
Об инвестициях
— Расскажите о крупных инвестиционных проектах, которые планируется реализовать в регионе в сфере сельского хозяйства в 2016–2017 годах?
— Среди крупных проектов, которые реализуются сегодня на территории Новосибирской области, особо выделяются пять. Строительство современного животноводческого комплекса полного цикла на 4 450 дойных коров ООО «КФХ Русское поле» в Каргатском районе стоимостью 4,2 млрд руб., ввод в эксплуатацию запланирован на конец 2016 года.
ООО «Русагромаркет-Новосибирск» приступило к строительству оптово-распределительного центра на территории промышленно-логистического парка Новосибирской области. Общая площадь застройки — 223 тыс. кв. м, инвестиции в проект — 16,44 млрд руб., стоимость первой очереди — 6,15 млрд руб.
Тепличный комбинат «Толмачевский» реализует инвестиционный проект по строительству тепличного комплекса площадью 17,2 га при стоимости 2,88 млрд руб. Ожидается, что годовой объем производства овощей в закрытом грунте составит 15 тыс. т. Инвестор приступил к возведению конструкций, ведет подбор персонала. Ввод в эксплуатацию первой очереди площадью 8 га намечен на ноябрь текущего года, а уже через месяц планируется получить первый урожай.
ООО «Инд-Сибирь» собирается реализовать инвестпроект по созданию производства мяса индейки мощностью 15 тыс. т в живом весе в год. Проект будет осуществляться в два этапа. Строительство первой очереди мощностью 7,5 тыс. т планируется начать в четвертом квартале 2016 года. Начат процесс согласования выделения земельных участков под строительство, прорабатывается вопрос по техническим условиям размещения объектов. Ориентировочная стоимость — 2,8 млрд руб.
ООО «Сады гиганта» планирует строительство второй очереди тепличного комплекса площадью 6,6 га и стоимостью 1 млрд руб. В рамках этого проекта производство овощей закрытого грунта составит 4 тыс. т в год. В 2017 году предполагается запуск 3 га теплиц из запланированных 6,6 га. В настоящее время идет привязка проекта к земельным участкам, решается вопрос по техническим условиям размещения объекта строительства.
— Как изменилось количество сельхозпредприятий, фермерских хозяйств — банкротов в 2015 году по сравнению с 2014 годом? Почему? Какие ожидания по этому показателю в 2016 году?
— По состоянию на 1 июля 2016 года в различных процедурах банкроства находится 40 сельхозорганизаций, что составляет 7,4% от их общего количества (541) в Новосибирской области. В аналогичный период 2015 года доля предприятий, находящихся в процедурах банкротства, составляла 8,6% (46 — в процедурах банкротства, всего 535 сельхозорганизаций). Прослеживается положительная тенденция сокращения доли предприятий, находящихся в процедуре банкроства. В планах до конца 2016 года дальнейшее уменьшение доли таких предприятий.
— Какова динамика роста или снижения числа крестьянских и фермерских хозяйств в регионе в 2015 году по сравнению с 2014 годом? Почему?
— По данным органов статистики, на 1 января 2016 года в Новосибирской области насчитывалось 3 032 крестьянских (фермерских) хозяйства, что на 21% меньше, чем в 2015 году. Уменьшение объясняется ликвидацией недействующих хозяйств. Фактически сельхозпроизводство на начало 2016 года вели 2 420 фермеров. Благодаря грантовой поддержке начинающими фермерами в регионе зарегистрировано не менее 130 хозяйств.