«Нет смысла долго держать Крым и Севастополь в автономном режиме»
Республика стала частью Южного федерального округа
Крым включен в состав Южного федерального округа. Такое решение принял президент Владимир Путин. Целью объединения названо повышение эффективности федеральных органов власти. При этом полпредом ЮФО останется Владимир Устинов. Крымский федеральный округ был создан сразу после присоединения полуострова к России. Профессор департамента политической науки Высшей школы экономики Леонид Поляков обсудил тему с ведущей «Коммерсантъ FM» Инной Владиной.
— Первый и самый очевидный вопрос: что значит включение Крыма в состав Южного федерального округа?
— На мой взгляд, это имеет очевидное политическое значение. Это второй этап полной интеграции двух новых субъектов — Крыма и Севастополя — в структуру Российской Федерации. Первый этап завершен именно необходимостью первоначальной адаптации Крыма и Севастополя к российским реалиям в экономическом смысле, в юридическом, в политическом. Он вызвал необходимость создания отдельного федерального округа. И даже, как мы помним, было создано специальное Министерство по Крыму. Эти стадии пройдены, основные проблемы решены. Крым и Севастополь уже живут полноценной самостоятельной жизнью в составе Российской Федерации, и поэтому, разумеется, нет смысла больше выделять отдельно этот округ.
Сказано, что основная цель — это повышение эффективности с точки зрения функционирования государственных органов власти. Очевидно, что устранение одного дополнительного федерального округа — это прямая экономия бюджетных средств, это упрощение работы основного Федерального южного округа, который теперь будет включать еще два новых субъекта. Так что, мне кажется, решение напрашивалось, и это символизирует очень важное завершение первого этапа.
— Можно это расценивать как старт президентской кампании? Почему сейчас Путин принял это решение?
— Прошло почти два с половиной года с момента возвращения Крыма и Севастополя в состав России. Это решение напрашивалось, потому что нет смысла долго держать в автономном режиме Крым и Севастополь. Это неотъемлемая часть Российской Федерации, и все остальные полноценные округа включают в себя по пять, восемь, десять субъектов Российской Федерации. Поэтому, я думаю, что решение такое вполне очевидно и своевременно.
— Присоединение Крыма в 2014 году стало причиной введения первых санкций против России Западом, дальше санкции только расширялись. Теперь ограничения тоже расширятся, но уже территориально? Распространятся ли они на теперь большой Южный федеральный округ?
— Это сложный вопрос пока, потому что мы знаем, что в самом европейском сообществе, не столько в Соединенных Штатах, сколько именно в европейском сообществе, хотя если вспомнить Трампа, то тоже появляется какая-то робкая надежда на пересмотр первоначальной непримиримой позиции в отношении.
— Трампа все равно мы пока воспринимаем не всерьез.
— Да, возможно. Во всяком случае, симптом тоже есть, но более серьезный симптом в Европейском союзе, где среди ведущих политиков уже всерьез обсуждается эта ситуация с неуместностью санкций. Поэтому я не думаю, что автоматически после включения Крыма и Севастополя в состав Южного федерального округа распространят территориальные санкции на остальные субъекты Российской Федерации, это было бы нелогично, во-вторых, это было бы просто серьезным политическим вызовом России, а ситуация и так непростая, напряженная, думаю, на такое решение ни один политик на Западе не согласится.
— Сергей Меняйло досрочно прекратил полномочия губернатора Севастополя. Почему принято такое решение, и в этой связи вспоминается Алексей Чалый, может эта отставка быть связана с его именем?
— То, что конфликт между председателем, экс-председателем теперь уже — Алексей Михайлович сложил свои полномочия еще в январе — конфликт между законодательной и исполнительной ветвями власти в таком значимом субъекте федерации как Севастополь, это, в общем, ситуация неприемлемая. И если такое решение принято в отношении губернатора, то я думаю, что есть возможность перезагрузки и нормализации ситуации в Севастополе, особенно в период сейчас идущей избирательной кампании в Государственную думу, это тоже связанные вещи. И вообще пора нормализовать ситуацию. Потому что мы все с надеждой смотрели на то, что пришли новые субъекты, какое-то новое дыхание, новая энергетика. А вместо этого затяжной и главное контрпродуктивный конфликт. Так что посмотрим, но мне думается, что это решение тоже вполне правильное. Во всяком случае, устранен один из серьезных участников конфликта. Я надеюсь, что следующий губернатор будет лоялен.