«Эрдоган будет крошить зеркало журналистики, пока не превратит его в пропагандистскую фальшивку»
Евросоюз выразил беспокойство по поводу арестов журналистов и массового закрытия СМИ в Турции. Об этом заявила представитель главы дипломатии ЕС Майя Косьянчич. На этой неделе турецкая прокуратура выдала ордера на арест 42 местных журналистов. Им грозит от 10 лет тюрьмы до пожизненного срока. О политике президента Турции, которую он проводит после мятежа, рассуждает журналист Виктор Лошак.
В мае прошлого года турецкая газета «Джумхуриет» сделала доступным на своем сайте видео, на котором полиция задерживает грузовики с оружием и боеприпасами. Позже выяснилось, что турецкая спецслужба MIT (Национальная разведывательная организация Турции. — «Ъ FM») направила их в Сирию.
За репортаж поплатились и военные, и полиция, но, главное, журналисты. Эрдоган пообещал, что «они заплатят высокую цену». И заплатили: главный редактор Джан Дюндар и журналист Эрдем Гюль были арестованы. «Российская газета» в те дни приводила их слова: «Мы не предатели, не шпионы или герои, мы просто журналисты».
Впрочем, к 2015 году техника закрытия газет и телеканалов, ареста и осуждения журналистов была Эрдоганом отработана. В 2011 году журналисты теряли работу из-за критики политики Эрдогана. То же было и в 2013-м после освещения масштабных антиправительственных протестов, начавшихся в стамбульском парке Гези. В 2014-м Эрдоган припомнил авторам статьи о громком артикоррупционном скандале, в котором было замешано его окружение, он сам и его семья. Многие наши коллеги были не только уволены, но и попали в тюрьму.
И вот после попытки военного переворота — новая охота. 42 известных журналиста будут арестованы, как сообщают турецкие СМИ, за то, что, по мнению властей, входили в так называемое параллельное или «глубинное» государство. Под ним власти подразумевают проникновение сторонников проповедника Фетхуллаха Гюлена во все сферы жизни. Об уровне обвинений и доказательств хорошо говорит такой факт: ближайший соратник Эрдогана, мэр Анкары Мелих Гекчек заявил, что Гюлен управляет людьми при помощи джиннов и участвовал в военном перевороте именно таким образом.
Трудно утверждать, что в стране, где одновременно закрыты более 1 тыс. школ и 15 университетов, где задержаны 10 тыс. человек, а еще 60 тыс. за неделю потеряли работу, где идут ежедневные демонстрации под лозунгом «Требуем казней!», у журналистов возможна какая-то иная судьба. Эрдоган будет крошить зеркало журналистики, пока не превратит его в пропагандистскую фальшивку, рисующую лишь прекрасное лицо Его, Его партии и Его политики.
Возможно, все это стоит учесть, когда он через 10 дней приедет к нам в Санкт-Петербург в поисках новой великой дружбы. Как писал Бомарше, где нет свободы критики, там никакая похвала не может быть приятна.