Онлайн-счетчик

Пермь заинтересовала крупнейших операторов такси. Вслед за федеральной службой заказа «Яндекс.Такси» летом этого года к нам пришел один из самых известных в мире сервисов онлайн-заказа такси Uber. Высокая конкуренция позволила снизить стоимость услуг и повысить их качество. Вместе с тем участники рынка отмечают, что у отрасли есть задел для дальнейшего развития, но многое зависит от изменений в законодательной сфере.

Конкуренцию пермским таксистам составят федеральные компании

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

В июле этого года в Перми состоялось официальное открытие одного из самых известных в мире сервисов онлайн-заказа такси Uber. Компания работает в 22 городах России. По словам представителя Uber Александра Костикова, компания работает только с юрлицами — ИП или ООО. Количество водителей, подключившихся к сервису в Перми, компания не раскрывает, ссылаясь на то, что их число постоянно растет.

У Uber в Перми в настоящий момент представлен один тариф — UberSTART. «В других городах существуют другие продукты, — уточняет Александр Костиков. — Запуск тех или иных из них в определенном городе зависит от платежеспособного спроса и от наличия достаточного количества авто соответствующего класса». Тарифы UberSTART составят: 30 руб. за подачу автомобиля плюс 5 руб. за километр и 3 руб. за минуту (тарифы за километр и за минуту суммируются). Это один из самых низких тарифов на услуги такси в Перми. Заходя на рынок, в компании отмечали, что готовы инвестировать в быстрый рост. Пермские представители Uber считают местный рынок интересным и высококонкурентным, отмечая приход сюда крупных игроков.

Годом ранее, летом 2015 года, в Перми появилась служба «Яндекс.Такси». Свою работу компания выстроила через местные автопарки. При этом, как уточняют в партнерских компаниях «Яндекс.Такси», получение заказов не ограничено приложением федерального оператора — клиенты могут воспользоваться прямым телефонным заказом. Например, директор компании «Пермский Извозчик» Игорь Шумков отмечает, что компания является официальным партнером сервиса «Яндекс.Такси» в Перми и продвигает себя как самостоятельную службу такси. «В целом никакого разделения в работе сервиса „Яндекс.Такси“ и компании „Пермский Извозчик“ нет. Заказы „Яндекс.Такси“ и заказы нашей компании обрабатываются на одном программном обеспечении. Разница только в том, что „Яндекс“ можно заказать только через мобильное приложение, а „наши“ заказы — по телефону. Изначально, когда „Яндекс“ заходил в наш город, стоимость услуг обсуждалась с партнерами и тарифы разрабатывались сообща. Сейчас уже у команды „Яндекс.Такси“ есть свое видение работы в нашем городе», — говорит Игорь Шумков. Официальное приложение «Яндекс.Такси» говорит, что поездка на автомобиле класса «эконом» обойдется в сумму от 39 руб., класса «комфорт» — от 99 руб. Это стоимость подачи автомобиля — фиксированная сумма, включаемая в стоимость поездки.

Пресс-секретарь службы заказа такси «Максим» Павел Стенников рассказывает, что рынок такси сегодня достиг определенного уровня: «В Перми работают десятки служб такси, конкуренция высока. Рынок находится на пике существующих в сфере такси технологий. Они обеспечили снижение стоимости перевозок, повышение спроса населения на услугу. Это приводит к росту рынка, увеличению числа легальных перевозчиков и повышению их конкурентоспособности в сравнении с нелегалами».

С ним согласен Игорь Шумков, который отмечает позитивные изменения в отрасли: «За последние два года сфера перевозок такси в Перми легализовалась, в городе стало очень много новых, лицензированных машин, качество услуг растет». Главной сложностью, с которой сталкиваются таксомоторные компании, остается проблема подбора кадров, но он уверен, что эта проблема вневременная: «Все идет к тому, что на рынке останутся крупные игроки — это федеральные сети и знакомые всем сервисы „Яндекс.Такси“, Uber, GettTaxi».

В Gett от ответа на вопрос о сроках запуска сервиса в Перми уклонились и посоветовали следить за анонсами на официальном сайте. В середине июля сервис анонсировал запуск в Барнауле, Иваново и Калининграде. Ближайший к Перми город, где доступны автомобили Gett, — Екатеринбург.

Согласно информации справочника 2GIS, на сегодня в Перми действует 98 компаний, предлагающих услуги такси. По данным краевого министерства транспорта, в регионе выдано около 6 тыс. разрешений на оказание услуг перевозки пассажиров легковым транспортом. Впрочем, по информации участников рынка, эти данные не отражают реальной картины в регионе, так как некоторые таксисты получают разрешения в соседних регионах, где пошлина ниже.

Пермские такси по формату заказа можно разделить на несколько групп. Наиболее распространенными сегодня являются такси от агрегаторов или служб заказа. По сути, это IT-компании, разработавшие свои сервисы заказа такси через Интернет. Они заключают договоры с таксопарками либо с водителями в статусе ИП и отвечают только за функцию оформления заказа и проведения оплаты. По-прежнему высока доля компаний, предоставляющих услуги заказа такси по телефону диспетчерской службы. Хотя многие крупные компании такого формата уже обзавелись онлайн-формой заказа. «Интернетизация» сферы такси — общемировой тренд. Широко известны примеры триумфального шествия по планете сервисов заказа такси Uber и Gett, и в первую очередь это связано с распространением мобильного интернета. На слуху и протесты «классических» таксистов, в том числе и в странах Западной Европы. В России заход мировых операторов в значительной мере был подготовлен отечественными агрегаторами услуг такси — «Яндекс.Такси» и некоторых других, которые оперативно подхватили мировые тренды. Способствовали этому и законотворцы: диспетчерские услуги (прием звонков и распределение заказов между водителями) не подлежат лицензированию, в отличие от самих такси. Другое дело, что в случае, если диспетчер планирует принять на работу водителя, он должен поинтересоваться наличием лицензии.

Свою нишу занимают так называемые «районные» такси, которые перевозят пассажиров по отдаленным от центра краевой столицы микрорайонам, например Закамску и Гайве. На «домашней» территории тарифы, как правило, фиксированные, а за выезд из их пределов взимается дополнительная плата. Своей спецификой могут похвастаться такси, где водителями выступают только женщины, а также такси, где вам могут подать ретроавтомобиль. Доля таких сервисов на рынке невелика.

Серьезным фактором, оказавшим влияние на формирование сегодняшней картины рынка, стали изменения федерального законодательства, регламентировавшие правила оказания услуг такси. Основным из них стало лицензирование деятельности, а также правила оформления автомобилей. Так, если с 2011 года согласно закону о лицензировании разрешения выдавались на автомобили любого цвета, то с 2013 года авто должно быть черного или белого цвета с желтыми дверьми и «шашечками» или просто полностью желтым с «шашечками». Согласно этим же правилам, в салоне автомобиля должны быть сведения о перевозчике, условия оплаты проезда, а также телефоны контролирующих организаций. Кроме того, «легальные» водители обязаны проходить медобследование перед выходом в рейс. И сегодня в Перми эти требования преимущественно соблюдаются. По информации участников рынка, вложения потенциального таксиста в получение разрешения и оклейку автомобиля обходятся примерно в 20–30 тыс. руб.

По данным краевого УГИБДД, в ходе общекраевых проверок в течение 2015–2016 годов было выявлено 45 фактов осуществления работы без госрегистрации или специального разрешения. В ведомстве отмечают снижение количества нарушений.

По мнению регионального директора «Вили» (Wheely) в Перми Константина Пьянкова, в 2015–2016 годах конкуренция на рынке и экономическая ситуация в стране стали причиной ухода с рынка многих компаний, которые владели собственным автопарком. «Эта ситуация стимулировала развитие технологий в сфере заказа такси. Основные игроки рынка внедрили и доработали свои мобильные приложения, появилась возможность оплаты по безналичному расчету. На рынке появились новые федеральные компании, и конкуренция значительно обострилась. Сейчас основные игроки на рынке конкурируют уровнем сервиса и дополнительными привилегиями для пассажиров», — считает он.

Службы заказа и агрегаторы ищут новые формы привлечения клиентов. «Клиенты „Максима“ могут вызвать автомобиль через фирменное приложение „Максим: заказ такси“ для смартфонов и планшетов на iOS, Android и Windows Phone, онлайн на сайте taximaxim.ru или по телефону, — рассказывает Павел Стенников. — Часто клиенты чередуют способы заказа такси в зависимости от конкретной ситуации. Если говорить о структуре заказов через приложение, то пользователи версий для Android и iOS генерируют примерно одинаковое количество заказов — 44,7% и 41,8% соответственно. Пользователи Windows Phone делают 2,5% заказов. Владельцы iPhone пользуются приложением чаще: на iOS-платформе примерно в три раза меньше скачиваний приложения, чем на Android, но заказов поступает почти столько же. Конкуренция способствует улучшению сервиса, приложений, появлению альтернативных способов заказа такси. Например, в службе заказа такси „Максим“ разработали способ заказа такси для пользователей мессенджера Telegram в формате чата с виртуальным собеседником — ботом, который называется @TaxiMaximBot. В компании считают, что такой формат станет незаменим для тех, кому удобнее общаться и получать услуги в формате чата. Кроме того, „Максим“ разрабатывает сервис совместных поездок, который позволит ездить дешевле тем, у кого маршруты совпадают».

Клиентов компании стимулируют различными бонусными программами. Например, в «Пермском Извозчике» предоставляется бесплатная поездка каждому пятому дозвонившемуся клиенту, а также 5% стоимости заказа возвращается клиенту на счет мобильного телефона.

По уровню комфорта и величине оплаты такси традиционно подраз­деляются на «эконом», «комфорт» и бизнес-класс. При этом тарифы в данных сегментах различаются в зависимости от компании. Павел Стенников отмечает, что клиентам необходимы разные типы транспорта: «Одни готовы переплачивать за комфорт, другие хотят дешевле и быстрее. При этом дешевизна не означает отсутствие безопасности. Бизнес должен быть гибким и предлагать разные тарифы, чтобы удовлетворить все потребности. В службе заказа такси „Максим“ можно заказать поездку по тарифу „Легковой эконом“ от 50 руб., на него приходится основная доля заказов. Минимальная цена поездки по тарифу „Легковой комфорт“ составляет 130 руб.».

По информации Игоря Шумкова, в Перми доля заказов класса «эконом» — около 80%, остальные 20% — это «комфорт» и «бизнес». «В нашей компании пока представлены только два класса — „эконом“ и „комфорт“. Содержать дорогие автомобили невыгодно, потому что прибыль одинакова, допустим, c Renault Logan и с Toyota Camry», — говорит он.

Константин Пьянков сообщил, что в такси Wheely три класса обслуживания в Перми: «комфорт», классический «Вили» и «плюс». «В „комфорте“ минимальная стоимость поездки — 99 руб. По классическому „Вили“ мы работаем с Toyota Camry, Lexus GS 250 и так далее, а минимальная стоимость поездки — 199 руб. В Перми у нас преобладают поездки по классу „комфорт“».

Вместе с тем участники рынка отмечают, что ключевые проблемы рынка лежат в плоскости федерального законодательства. «Закон от 21.04.2011 №69-ФЗ уже при появлении не отражал современных реалий рынка услуг такси, — сетует Павел Стенников. — И до сих пор законодательно не закреплен статус служб заказа как поставщиков информационных услуг для перевозчиков. Штрафы для легальных таксистов десять раз больше, чем для нелегальных. ОСАГО для автомобилей, занятых в таксомоторных перевозках, в разы превышает стоимость стандартного автострахования. Действующая патентная система налогообложения обходится таксистам дороже единого налога на вмененный доход и зачем-то тоже требует регистрации ИП. В этих условиях перевозчикам дорого и невыгодно легализовываться. Новый закон «О государственном регулировании деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации», проект которого уже давно находится на рассмотрении в Государственной думе, лишь частично поможет решить проблемы рынка. Важно, чтобы государство само не загоняло легальных таксистов в тень высокими налогами и штрафами, а поддерживало их ра­зумной экономической политикой».

Александр Боталов

Вся лента