Посадка на полис
Старый терминал международного аэропорта Пермь станет центром зоны деловой активности «Аэротрополис», решил новый владелец пермского хаба «Новапорт». Он готов спланировать площадку, где в перспективе появятся магазины, деловые центры, гостиницы, автосалоны. Интерес к проекту уже проявила столичная девелоперская компания «Арсенал-Холдинг». Проект сложный, предостерегают эксперты. Развитие деловой зоны вблизи режимного объекта несет риски несогласования, а все земельные участки вокруг старого аэропорта давно находятся в частных руках, предупреждают они.
«Новапорт» хочет создать вокруг Большого Савино зону деловой активности
Эксперты считают, что появление делового центра вокруг аэропорта будет способствовать его развитию
Холдинг «Новапорт» определился со стратегией развития территории аэропорта Пермь. По словам собеседника „Ъ“ в аэропорту, авиа- и грузоперевозки будут развиваться на площадке вокруг нового терминала. Вокруг старого терминала, по замыслу акционеров аэропорта, должна возникнуть зона деловой активности — «Аэротрополис».
«Обычно аэропорт, тем более такой большой, является точкой притяжения для бизнеса. Мы подготовим общий мастер-план развития территории, обеспечим коммуникации, транспортную логистику», — подтвердил совладелец «Новапорта» Роман Троценко. По его словам, «Новапорт» будет приглашать инвесторов строить в пермском «Аэротрополисе» коммерческие объекты: автосалоны, выставочные комплексы, гостиницу. «Эта территория стопроцентно будет развиваться», — заверил предприниматель.
Собеседник в пермском аэропорту рассказал „Ъ“, что центром «Аэротрополиса» станет здание старого терминала Большого Савино. Помещение постройки 60-х годов ХХ века площадью около 3 тыс. кв. м будет отдано под выставочный зал или зал для деловых переговоров, пояснил собеседник. Общая площадь территории будущего аэротрополиса пока неизвестна.
Напомним, в начале 2015 года краевые власти определили инвестора для строительства нового аэровокзала в Большом Савино. Им стало ООО «Новая Колхида» (входит в группу «Новапорт» Романа Троценко). Генподрядчиком является компания «Альфа-Строй», которой, согласно условиям техзадания, предстоит построить трехэтажный аэровокзальный комплекс площадью более 29,7 тыс. кв. м с полным составом технологического оборудования, стоянками для автомобилей, автобусов и такси. Проект предполагает также создание сетей водоснабжения и водоотведения, отопления и вентиляции, систем связи. Новый терминал в Большом Савино должен быть построен к декабрю 2017 года. Планируется, что он позволит обслуживать до 2 млн пассажиров в год.
Что касается пермского «Аэротрополиса», то господин Троценко уточнил, что «Новапорт» не будет оператором проекта. По данным „Ъ“, интерес к проекту есть у столичного ООО СК «Арсенал-Холдинг». По данным „Ъ“, компания владеет около 30 га в районе аэропорта Пермь. Как уточнили в компании, Михаил Давыденко, гендиректор девелоперской компании ИСК «Арсенал-Холдинг», верит в перспективу своего участка, «который был приобретен в свое время с осознанным ожиданием развития земель, близких к будущему новому терминалу». По данным «СПАРК-Интерфакс», господин Давыденко владеет долей в пермском ООО «Лэнд». Его партнером числится бывший председатель правительства края Николай Бухвалов.
Собеседник в пермском аэропорту прогнозирует, что у проекта будет немало проблем. Основная — земельная. «Участки вокруг аэропорта либо находятся в собственности пермских бизнесменов и используются ими под автостоянки, либо у аграриев, которые их возделывают. Их надо будет как-то изымать», — полагает собеседник. Владелец агрохолдинга «Русь» Александр Репин, имеющий в управлении земли вокруг Большого Савино, сомневается, что земли сельхозназначения могут подойти под что-то другое, нежели под выращивание агропродукции. «Если меня попросят от них отказаться, я откажусь, если мне предложат лучшие наделы», — отметил предприниматель. Он также заметил, что развитие аэропорта — вопрос государственной важности и власть в любом случае решит его.
Вторая проблема развития аэротрополиса, по словам собеседника в аэропорту, множество ограничений. «Возле старого терминала расположено аэронавигационное оборудование, что накладывает определенные ограничения на развитие территории. Высотные здания там также не построишь», — отметил он.
Сами пермские предприниматели пока не испытывают оптимизма по поводу перспектив развития этой территории. По мнению гендиректора автохолдинга «УралАвтоИмпорт» Сергея Шаклеина, размещение автосалонов в аэропортовой зоне Большого Савино бесперспективно. «Там уже есть один автосалон — „БМВ“. Но мое мнение — идти туда бесперспективно. Город и так перегружен автосалонами, многие пустуют. Не знаю, кто бы рискнул туда идти. Да и не та сейчас экономическая ситуация», — полагает автодилер.
Генеральный директор выставочного объединения «Пермская Ярмарка» Сергей Климов советует инвестору тщательно просчитать потоки и транспортную доступность площадки. «Мы не Москва, региональные выставочные проекты ориентированы не на бизнес, это в большей мере b2c. Есть примеры в Екатеринбурге и Новосибирске, когда инвесторы, построив площадки в местах с плохой транспортной доступностью, не могут пригласить к себе население. Люди не едут, это реальный факт, — говорит он. — Построить можно все что угодно. Но хотелось бы, чтобы объект работал, а не пустовал».
Руководитель аналитического отдела Агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев считает, что сегодня многие путают терминологию «Аэротрополиса». Различие в понимании заключается в масштабах проекта, полагает эксперт: «Термин „аэротрополис“ ввел профессор Джон Касарда. И под ним понимается комплексное развитие примыкающего к аэропорту региона. Таким образом, достигаются две цели: оптимизация потока, который генерирует аэропорт, с другой стороны — упорядочивание использования территории. Если брать пример из сельского хозяйства, то есть растения, которые дополняют друг друга, а есть те, которые подавляют. Таким образом, аэротрополис — это попытка посадить такие объекты, которые бы способствовали развитию аэропорта. Но аэротрополис может быть тогда, когда пассажиропоток аэропорта составляет 20–30 млн человек в год, а площадь прилегающей территории занимает сотни гектаров. Когда же речь идет о строительстве поблизости от аэропорта выставочного центра, называть это аэротрополисом преувеличение. С другой стороны, если есть генплан, предусматривающий развитие территории вокруг аэропорта — эта инициатива здравая. Для выставочного центра легче привлечь посетителей, когда понятна логистика. Событийный туризм также дает грузопоток», — считает Олег Пантелеев.