"Роснефть" расширяет круг сделок с Каракасом
Венесуэлу поддержат новыми проектами на шельфе
В разгар серьезного экономического кризиса в Венесуэле глава "Роснефти" Игорь Сечин пытается ускорить реализацию шельфовых проектов в стране, которые обсуждаются уже несколько лет. Несмотря на низкие цены на нефть, "Роснефть" и венесуэльская PDVSA планируют с 2017 года начать работы на шельфе. Министр нефти Венесуэлы Эулохио Дель Пино поспешил объявить, что сотрудничество с "Роснефтью" принесет $20 млрд. Эксперты считают, что заключение соглашений с "Роснефтью" должно поддержать власти Венесуэлы в текущем политическом кризисе.
В ходе очередного визита в Венесуэлу глава "Роснефти" Игорь Сечин договорился с местной госкомпанией PDVSA о разработке шельфовых месторождений. Компании к первому полугодию 2017 года проведут технико-экономическое обоснование проекта разработки газовых месторождений Мехильонес, Патао и Рио Карибе на венесуэльском шельфе. Предполагается, что паритетное совместное предприятие "Роснефти" (оператор) и PDVSA будет добывать 9 млрд кубометров газа в год. По словам министра нефти Венесуэлы Эулохио Дель Пино, значительная часть сырья пойдет на внутренний рынок и в Тринидад и Тобаго. Сейчас суммарная добыча газа "Роснефти" за рубежом (в Венесуэле, Вьетнаме и Канаде) составляет всего 0,85 млрд кубометров, в России — 61,7 млрд кубометров.
Также "Роснефть" намерена наладить в этом году обмен своей нефти Urals на тяжелую нефть венесуэльских месторождений, параметры поставок еще обсуждаются. Источник "Ъ", знакомый с ситуацией, говорит, что это позволит сократить расходы PDVSA на улучшение характеристик нефти на проекте "Хунин-6" с помощью апгрейдеров. Вместо этого сверхтяжелая нефть с этого проекта будет смешиваться с Urals, в результате плотность нефти и содержание серы снизятся до уровней, соответствующих товарной нефти. Между тем тяжелая венесуэльская нефть будет поставляться на НПЗ в США и немецкие НПЗ "Роснефти", которые приспособлены для такой продукции, отмечает собеседник "Ъ". Также "Роснефть" совместно с "Интер РАО" предлагает перевести дизельные электростанции Венесуэлы на попутный и природный газ, а также построить новую генерацию на нефтяном коксе, газе, угле. При этом высвободившиеся объемы дизеля пойдут на продажу. "Сейчас побочные продукты с месторождений либо сжигаются, либо закачиваются в пласт, но, учитывая специфику месторождений в Венесуэле, эффективнее использовать гидроразрыв пласта для поддержания давления",— говорит источник "Ъ".
Кроме того, "Роснефть" хочет использовать офшорные блоки в качестве ресурсной базы для будущего завода СПГ в Венесуэле. В качестве ключевого рынка для поставок СПГ глава "Роснефти" Игорь Сечин назвал Европу, также рассматривается рынок АТР. Компания не раскрывает параметров возможного завода, однако в июле 2014 года она планировала малотоннажное производство (до 500 тыс. тонн в год). В марте прошлого года "Роснефть" даже договорилась с Golar о возможной поставке двух плавучих СПГ-заводов, один из которых, по данным источников "Ъ", может быть использован для проектов в Венесуэле (см. "Ъ" от 6 марта 2015 года). При этом в России "Роснефти" пока так и не удалось реализовать ни один СПГ-проект.
Сотрудничество "Роснефти" и Венесуэлы всегда имело политический аспект, что сейчас особенно важно для Каракаса на фоне резкого ухудшения экономической ситуации в стране из-за падения цен на нефть. Позиции президента страны Николаса Мадуро серьезно ослабели, оппозиция требует его отставки (см. "Ъ" от 18 мая). По словам Эулохио Дель Пино, договоренности с "Роснефтью" помогут привлечь $20 млрд. "В непростой ситуации "Роснефть" протягивает руку помощи режиму, построенному при Уго Чавесе, и в политическом, и в экономическом плане",— говорит Виталий Крюков из Small Letters. По его мнению, "Роснефть" предлагает Венесуэле новые пути оптимизации бизнеса, а та взамен — новые проекты.