Массовость для своих
"Пикник "Афиши"" в Коломенском
Фестиваль музыка
В столичном парке "Коломенское" прошел 12-й фестиваль "Пикник "Афиши"". В гуще событий побывали ЕЛЕНА КРАВЦУН и БОРИС БАРАБАНОВ.
Ежегодный "Пикник "Афиши"" не сразу выложил все свои козыри. И когда весной было объявлено, что хедлайнерами фестиваля станут "Ленинград" и Chemical Brothers, эта новость скорее разочаровала. Выглядело так, что журнал-трендсеттер на 17-м году своего существования предлагает в качестве героев главной сцены группу, которая и без того нужна всем — от "Премии Муз-ТВ" до "Нашествия",— и ветеранов рейва, главные хиты которых были написаны во времена, когда многие посетители "Пикника" еще ходили в детский сад. Однако картина стала более интригующей, когда выяснилось, что в числе участников фестиваля стремительно вырвавшийся в лидеры хип-хоп-сцены Оксимирон, его британский коллега Skepta и прошлогодний лауреат престижной Mercury Prize Бенджамин Клементин, а также не менее актуальные Эдриан Янг, Temples и Омар Сулейман. Все это уже было гораздо больше похоже на форум, создающий музыкальный язык сегодняшнего дня.
Омар Сулейман, певец родом из Сирии, сотрудничавший с Бьорк и Caribou, начинал как фолк-поп-артист, выступавший на огромных сирийских свадьбах, теперь же, находясь в изгнании, он свои восточные напевы миксует с техно на лучших европейских фестивалях, в Москве Омар впервые оказался на Outline в 2014 году. Одетый в куфию, джеллабу и солнцезащитные очки, почти неподвижно исполняющий свои песни, он одновременно походит на стереотипного араба из американских боевиков и рвет шаблон под несущуюся из динамиков высокоскоростную звенящую танцевальную музыку. Сулеймана сменили обаятельнейшие Temples, играющие космо-рок прямиком из 1960-х и заслужившие одобрение со стороны таких рок-грандов, как Ноэл Галлахер и Джонни Марр.
Традиционно на территории фестиваля можно было попробовать фастфуд со всего мира (от греческой питы до израильского фалафеля, от бургеров на черной булочке с нетривиальными ингредиентами вроде вишни до утки в сидре), отведать черного или смузи-мороженого и выпить биотоник или лимонад с эффектом дымления. Для тех, кто уставал предаваться чревоугодию, работали стенды с робототехникой, виртуальной реальностью и лекциями на тему нанотехнологий. Самые стойкие в 30-градусную жару могли пройти увлекательные квесты, смастерить скейт из бревна и потом освежиться у вентиляторов, разбрызгивающих воду. В удалении от сцен можно было наткнуться на секретный сад "Афиши", в котором организаторы подводили импровизированные итоги первой половины 2016 года: уход Боуи и Каравайчука, покемоны и оградительный забор, ставший знаком нынешнего московского лета.
Темнокожий Бенджамин Клементин, выступавший, несмотря на жару, в своем неизменном черном пальто за черным роялем, издали почти не был заметен на сцене. Зато его зычный лирико-драматический тенор был отлично слышен. Стоит отметить, что в России Бенджамин Клементин выступал впервые, публика знает его пока не очень хорошо, а его трагичные фортепианные баллады не самый очевидный материал для сцены, на которую следом должен выйти "Ленинград". Это было смелое решение составителей программы "Пикника", которое можно оценивать по-разному. Возможно, в зале Дома музыки с креслами и органом Бенджамин Клементин смотрелся бы более органично, а с другой стороны, если именно так выглядел единственный шанс показать здешним ценителям одно из главных музыкальных чудес последнего времени, значит, нужно было им воспользоваться.
Кстати, нет уверенности и в том, что на главной сцене на своем месте был Оксимирон. Сплоченная фан-база рэпера продемонстрировала публике "Пикника", что такое настоящая поддержка кумира. Но если верные поклонники вторили каждой строфе, то люди, слышавшие его впервые, были слегка озадачены. Озвучить сет Оксимирона так, чтобы были четко слышны все строчки, оказалось звукоцеху не под силу. А в случае конкретно с Мироном Федоровым (таково настоящее имя артиста) важно действительно каждое слово, иначе не понять, почему именно он сейчас так востребован и любим. Возможно, на сцене поменьше его было бы слышно лучше, не говоря уже о сольном концерте. Но что все хорошо расслышали, так это сообщение о том, что Оксимирон заканчивает выступления с материалом альбома "Горгород" и готовится к записи совершенно нового материала.
Впрочем, сам факт выступления Оксимирона на фестивале такого масштаба по нынешним временам выглядит смело. Как известно, музыкальные фестивали в нашей стране валят один за другим, и причины отмен зачастую крайне расплывчатые. Несмотря на всю свою популярность, о которой в курсе люди даже в высоких останкинских кабинетах, Оксимирон остается контркультурным персонажем, полноценным художником-нонконформистом. Любой другой фестиваль с таким участником по нынешним временам сильно рисковал бы. Впрочем, и группа "Ленинград", несмотря на всенародную любовь,— одна сплошная провокация.
Завершали фестиваль Chemical Brothers на главной сцене и Skepta на Summer Stage. Skepta сегодня — главная звезда грайма и чуть ли не самый влиятельный в мире лондонского хип-хопа человек. Выступление Skepta по накалу страстей, бита и текстам оказалось лучшим на "Пикнике" этого года. Тем временем не отставал от земляка олдскульный дуэт Chemical Brothers, который привез свое знаменитое шоу с дымом, кислотными лучами, страшными клоунами и гигантскими роботами на видеозаднике. Начав с известной композиции "Hey Boy, Hey Girl", они устроили рейв невероятной интенсивности, в котором визуальные эффекты искусно дополняли музыку. На завершающей сет "Block Rockin` Beats" небо разорвал салют.
Несмотря на респектабельный формат городского праздника для разных социальных и возрастных групп, к которому с годами пришел "Пикник "Афиши"", фестиваль по-прежнему предоставляет сцену не только новым и актуальным артистам, но и артистам, сомнительным по части прочности духовных скреп. Массовость массовостью, но ощущение праздника для своих все равно присутствует. Пока у организаторов это получается, им можно многое простить.