Дело татарстанских полицейских оставили в Казани
Верховный суд РФ отклонил ходатайство о переносе процесса
Как стало известно "Ъ", Верховный суд (ВС) РФ оставил без удовлетворения ходатайство Генпрокуратуры о переносе процесса по нашумевшему уголовному делу о похищении в Казахстане местного жителя и подбросе ему в России наркотиков. Обвиняемыми по делу проходят начальник полиции Казани Руслан Халимдаров, его бывшие и действующие коллеги, а также руководивший ими, по версии следствия, экс-сотрудник центрального аппарата МВД РФ. Надзорное ведомство усомнилось в объективности разбирательства в татарстанском суде, но ВС не только оставил дело в Казани, но и отказал в продлении ареста обвиняемым.
ВС РФ рассмотрел ходатайство заместителя генпрокурора России Виктора Гриня об изменении территориальной подсудности уголовного дела начальника полиции Казани Руслана Халимдарова, бывших и действующих сотрудников подразделений татарстанского МВД Рашида Шайдуллина, Валерия Ковылина и Анатолия Ходько, а также экс-сотрудника центрального аппарата МВД РФ Владимира Егорова. Об этом "Ъ" сообщил адвокат одного из обвиняемых Айрат Хикматуллин.
Напомним, по версии следствия, в 2005 году татарстанские оперативники якобы в рамках спецоперации по пресечению международного наркотрафика похитили в Казахстане местного жителя Сумбата Оганова, которого привезли в Татарстан с партией гашиша, где было сфабриковано дело о контрабанде и сбыте наркотиков. Сумбат Оганов был приговорен судом Набережных Челнов к 13-летнему сроку. Факт фабрикации был выявлен в ходе расследования другого дела (оно дошло до суда, но было возвращено следователям для снятия с него грифа секретности) — о серии подбросов наркотиков Русланом Халимдаровым и его коллегами. По инициативе Генпрокуратуры приговор Сумбату Оганову был отменен и пересмотрен. В декабре 2015 года он был освобожден.
Как рассказал адвокат Хикматуллин, в ВС Генпрокуратура пыталась добиться передачи дела полицейских в Мособлсуд, поскольку, как говорилось в ходатайстве, "имеются данные об отсутствии предусмотренных законом гарантий объективного и беспристрастного судебного разбирательства" в татарстанском суде. В ходатайстве утверждалось, что, когда был установлен факт фабрикации дела Сумбата Оганова, в Татарстане, "несмотря на полученные доказательства", были "созданы правовые препятствия для пересмотра незаконного приговора". Президиум ВС Татарстана, отмечается в ходатайстве, отказал в возобновлении производства по делу Сумбата Оганова, сославшись на "отсутствие судебных решений либо постановлений органа следствия, устанавливающих факты фальсификации доказательств". И только коллегия ВС РФ приговор впоследствии все же отменила. "Все обвиняемые по данному уголовному делу содержатся в следственных изоляторах, расположенных в Москве, ряд свидетелей по уголовному также проживают в Московском регионе" — такое соображение было приведено в ходатайстве в пользу переноса процесса.
В свою очередь, адвокаты обвиняемых заявили, что "ходатайство не соответствует закону и должно быть отклонено", назвав его "нелогичным и противоречивым". Так, отметил в своем возражении господин Хикматуллин, основаниями для переноса могли быть реальная угроза безопасности участников судебного разбирательства или иных лиц, связь всех судей ВС Татарстана с делом Сумбата Оганова, но этого ничего нет. Никто не спрашивал и мнения самих обвиняемых. Господин Хикматуллин также заметил, что после первого приговора Сумбат Оганов неоднократно подавал жалобы о фальсификации своего дела в различные инстанции, в том числе в ВС РФ и Генпрокуратуру, но они были отклонены.
В результате ВС РФ принял решение в удовлетворении ходатайства Виктора Гриня отказать, а дело полицейских передать на рассмотрение в ВС Татарстана. Кроме того, суд отклонил ходатайство Генпрокуратуры о продлении обвиняемым меры пресечения в виде заключения под стражу. Последнее обстоятельство, по мнению адвоката Хикматуллина, фактически означает, что обвиняемых в ближайшее время должны выпустить на свободу.