Таиланд взорвали
Серия терактов в популярных туристических местах Таиланда вынудила власти этой страны не только усилить безопасность, но и попытаться возложить ответственность за случившееся на своих политических противников.
В течение нескольких дней — с 12 по 15 августа — сразу в нескольких городах Таиланда гремели взрывы. В общей сложности власти страны сообщили о 15 взрывах, в том числе в Пхукете и Хуахине, популярных туристических местах. По данным полиции, погибли четыре человека, двое были ранены.
Практически все взрывы произошли на юге страны, в провинциях, славящихся активностью исламских сепаратистов. При этом власти фактически еще до начала серьезного расследования отвергли возможность причастности исламистов к взрывам, заявив, что теракты — дело рук политических оппонентов, под которыми военная хунта Таиланда подразумевает сторонников экс-премьер-министра Таксина Чинавата и его сестры, также занимавшей пост премьер-министра страны и свергнутой военными в 2014 году. Серьезных доказательств причастности политических оппонентов власти не представили, предположив, однако, что теракты были приурочены к одному из главных праздников страны, дню рождения королевы, и к важному политическому событию — принятию новой конституции, закрепляющей позиции управляющей Таиландом военной хунты.
"Хочу вас заверить, что нынешние нападения никак не связаны с инцидентами, происходящими на дальнем юге Таиланда",— заметил на первой же пресс-конференции заместитель главы национальной полиции Понгсапат Понгчарон.
По мнению многих аналитиков, спешный отказ признать саму возможность того, что теракты совершены исламистами, говорит о том, что приоритет властей — не проведение более или менее тщательного расследования, а защита туристической отрасли Таиланда, доходы от которой составляют пятую часть ВВП страны.
"Свидетельства и риторика не связаны никак",— утверждает эксперт по сепаратизму в Таиланде Андерс Энгвалль из Стокгольмской школы экономики. По его словам, независимо от обстоятельств военные власти страны (как до того и гражданские) склонны отвергать любую связь между терактами в стране и продолжающейся уже десятилетия деятельностью сепаратистов. "Даже если суд в Таиланде приговаривает сепаратистов за что-нибудь, власти все равно будут отрицать причастность приговариваемых к какой бы то ни было террористической деятельности",— цитирует Энгвалля служба новостей "Аль-Джазиры".
Его слова подтвердили и сами полицейские через несколько дней после терактов. Признав, что бомбы, применявшиеся в терактах, были аналогичны тем, что используют сепаратисты, национальная полиция объявила, что делать какие-то выводы о наличии связи между терактами и сепаратистами "преждевременно".
Действия таиландских властей понятны. Точно так же действовали власти Египта, долгое время отвергавшие саму возможность теракта на борту российского самолета, взорвавшегося над Синаем в октябре прошлого года. Тогда египетским властям никто не поверил, и от этого удара туристический сектор Египта не оправился до сих пор. Менее всего Таиланд хотел бы оказаться в подобной ситуации.