Веревка, закалка, тренировка
Как зарабатывают на модном виде семейного досуга
Полазить по деревьям, попрыгать по навесным мосткам, преодолеть огромную паутину и проехать на велосипеде по канату на высоте десять метров — Россию захватила мировая мода на веревочные парки. Создатели этого бизнеса успешно конкурируют с фитнесом и аттракционами и претендуют на досуг россиян уже не только летом, но и зимой.
Прообраз своего нынешнего бизнеса экстремал и бывший айтишник уфимского Кредит Европа Банка 28-летний Степан Котляр увидел в роуп-джампинге — прыжках с мостов на веревке. Этим видом спорта он с друзьями увлекался в еще студенчестве, а со временем обнаружил, что и прочие граждане тоже готовы платить деньги за минуту-другую острых ощущений.
В июне 2011 года Котляр вместе с сестрой Алисой и приятелем по прыжкам Александром Михеевым натянул первую веревочную трассу в местном Олимпик-парке. Денег тот сезон Котляру особо не принес, но горожанам парк пришелся по вкусу. "Всем, кто к нам приходил, у нас очень нравилось,— вспоминает он.— В первом парке уже тогда были крутые троллеи, скоростные спуски по наклонно натянутой веревке на ролике. От них все были в восторге, такая отдача значила многое".
Сегодня в сети Степана Котляра "Гамми" 12 парков — в Уфе, Стерлитамаке, Самаре, Оренбурге, Тольятти, Кирове и даже в Астане. За сезон их посещают 60-70 тыс. человек. Еще более 40 проектов команда Котляра построила на заказ — и сейчас бизнес приносит ему пару десятков миллионов рублей в год. "Мы достаточно агрессивно развиваемся, готовимся запускать франшизу, постоянно вкладываем вырученные средства в бизнес, поэтому сложно оценить, сколько уже заработали",— говорит Котляр. Каждую зиму, когда по веревкам на улице в России не полазаешь, он улетает на Бали за вдохновением — со временем и там тоже думает открыть веревочный парк. "Направление это сейчас очень популярно во всем мире,— рассказывает предприниматель.— Главное, не ошибиться с выбором места — и тогда все пойдет".
Где каждый — Тарзан
Строительство веревочных парков — сейчас действительно весьма популярная история в индустрии развлечений. В Северной Америке, например, рост этого сегмента с 2010 года составил рекордные 400%: только в 2015-м там открылось более 800 новых веревочных парков. До таких темпов российскому рынку, конечно, далеко, но тем не менее из-за быстрой окупаемости (2-3 сезона) и достаточно скромных вложений на старте (небольшой веревочный парк можно построить за 3-5 млн руб., а маленький и того дешевле) попробовать себя в этом бизнесе хотят многие. Всего в год у нас появляется 30-50 новых парков, а их общее количество в России приблизилось к 300. В целом, объем этого сегмента рынка развлечений уже оценивается в $5-8 млн.
Мотор индустрии, конечно же, любители активного отдыха — люди, которые сами любят "полазить и попрыгать". Спелеолог Дмитрий Скляренко занимался строительством скалодромов, но в 2006-м оборудовал маленький веревочный парк для своей семьи на даче. Меньше чем через год он уже получил площадку для строительства в Ставрополе и за 1,5 млн руб. построил свой первый "Панда Парк". Окупился проект быстро — за полтора сезона, а сейчас сеть, которая не только вышла в столицу, но и стала здесь фактически монополистом, приносит Скляренко с партнерами (их имен предприниматель не раскрывает) под 100 млн руб. выручки в год. Кроме того, компания Дмитрия Скляренко "Валтопия-Ру" на заказ построила около сотни парков, и этот бизнес, по словам предпринимателя, оказался гораздо выгоднее скалодромов.
Скляренко категорически не согласен причислять веревочные парки к аттракционам: "Аттракцион — это когда тебя привязали к чему-то и отправили в полет, а это — совершенно другой формат: приключение, в котором ты главный герой". Прохождение одного маршрута в столичном "Панда Парке" обойдется как билет в кино — 300-500 рублей в зависимости от площадки, сложности трассы и дня недели, за 1000-1600 рублей можно пройти уже все имеющиеся 4-6 трасс, например в Филях или Мещерском. Налазиться вдоволь в недавно открывшемся веревочном парке Sky Town на ВДНХ будет стоить немногим дешевле: входной билет там не зависит от времени и стоит 700-1000 рублей для детей до 14 лет; 800-1100 рублей для школьников и студентов и 1000-1350 рублей для взрослых.
Полазить совсем недорого можно разве что в небольших веревочных парках при загородных отелях и базах отдыха. Они, как правило, несложные, состоят из одной-двух трасс, и обходится все удовольствие отдыхающим в 200-300 руб. По словам Наталии Розенблюм, управляющего партнера Top Hotel Experts, о таких веревочных парках задумываются сейчас около 20-25% загородных отелей. "Конечно, устанавливают их значительно реже,— поясняет Розенблюм.— Если один из объектов открыл веревочный парк, то его будет достаточно для обслуживания жителей и гостей в определенном радиусе". Рост популярности таких отелей, по ее словам, в летний сезон можно оценить на уровне 5-10%. Такую оценку подтверждают и в строительной компании "УНИСТО Петросталь". "Мы оборудовали веревочные парки на двух своих базах отдыха — среднегодовая заполняемость баз увеличилась на 7-9%,— рассказывает гендиректор компании Арсений Васильев.— Видно, что парки вызывают интерес и у отдыхающих, у и тех, кто проводит на базах корпоративы".
Корпоративы, мальчишники, дни рождения и другие мероприятия — еще один важный источник прибыли веревочных парков. Например, именно из этого бизнеса шагнула к своей небольшой сети "Высотный город" петербургская компания "Стимул". "Нам хотелось сделать какую-то интересную площадку для корпоративных мероприятий, и мы решили запустить свой веревочный парк,— рассказывает директор компании, альпинист Александр Иванов.— Это помогло нам удержать старых клиентов и привлечь новых. Мы также поняли, что удобно развивать в парке и другие форматы, например празднование дней рождения". По словам Иванова, мероприятия — что неудивительно — приносят на порядок больше, чем рядовые посещения. Например, отпраздновать день рождения с прохождением трасс, тиром, со скалодромом и конкурсами на пятерых в "Высотном городе" будет стоить 10,5 тыс. руб., а если к этому добавить памятные сувениры, фотографа и еду — то и все 18,5 тыс.
Папа может
По оценкам участников рынка, с каждым годом рынок веревочных парков растет на 15-20%. Первыми их постоянными клиентами были, конечно, дети — поначалу они составляли около 80% от общего числа посетителей. Однако сейчас аудитория меняется, этому во многом способствует массовое увлечение здоровым образом жизни. "К нам начали приходить люди всех возрастов, даже пожилые — те, кто поддерживает себя в форме. Это же прекрасный аналог фитнесу. Человек получает не меньшую нагрузку в веревочном парке, а порой даже большую. И к тому же тут весело",— говорит Александр Иванов.
Другой тренд — развитие семейного отдыха. "Всего у нас в "Панда Парках" в сезон около 200 тыс. посетителей,— рассказывает Дмитрий Скляренко.— А приходит гораздо больше: часто кто-то из семьи остается внизу. Но мы всячески стремимся завлечь всех наверх — хотим сделать так, чтобы даже беременным было чем заняться — например, поваляться в большом гамаке. Это же здорово, когда семья совместно переживает такие приключения,— воспоминания на всю жизнь. Особенно радует, как активизировались папы, причем всех возрастов".
Несмотря на то что парков строится достаточно много, рынок, по мнению его участников, еще далек от насыщения. "Больших парков, где можно провести целый день, пока совсем немного,— говорит Федор Прилежаев, директор компании Space Concept.— Вот Норвежский парк "Орех", один из объектов норвежской сети на севере Ленинградской области, пока самый большой — 190 заданий, в нашем "Кошкино парке" — это на востоке Ленинградской области (совладельцами парка стали основатели сети "Рив Гош".— "Деньги") — уже построили 170 заданий. Именно такие площадки привлекают большую аудиторию, но вот, например, на юге нет такого парка, хотя районы там активно строятся и заселяются — и потенциальная аудитория есть. И есть даже прекрасная площадка с огромными соснами — инвестора осталось только найти. А в Москве таких больших парков, как у нас, вообще пока нет — простор для развития".
Самый проблемный вопрос строительства веревочных парков, конечно, безопасность. Поводы опасаться у тех, кто хочет сам залезть на дерево или отправить туда детей, есть — то и дело приходится читать о том, как из-за плохой страховки или порвавшегося троса произошел несчастный случай. В Перми в мае 2015 года школьница упала с высоты четырех метров при спуске по стальному натянутому тросу на участке "Тарзанка" из-за того, что отцепилась тандем-каретка, на которой она была закреплена. Девочка получила тяжелые травмы головы, переломы и ушибы, а директор парка — год условно и штраф в 250 тыс. рублей.
Осложняется ситуация еще и тем, что в России пока нет единых правил эксплуатации веревочных парков. Хотя более или менее крупные сети уже приняли ряд негласных правил, например систему непрерывной страховки (снимают только после полного прохождения трассы), соответствующий ГОСТ начнет действовать только с марта 2017 года. "Это повлияет на рынок в лучшую сторону,— уверен Дмитрий Скляренко,— дисциплинирует всех игроков и отметет недобросовестных".
Под крышей ТРЦ
Главная проблема веревочных парков — сезонность. Ринувшиеся в эту сферу бизнесмены быстро поняли, что зарабатывать на желании людей полазить по деревьям в России они могут только пять месяцев в году — с мая по сентябрь. Отсюда родился новый тренд — крытые веревочные парки. Приютить парки оказались готовы торговые центры: на фоне общего падения посещаемости такие площадки развлечений должны стать новыми способами привлечения покупателей (развлекательные площадки и сейчас обеспечивают до 40% посетителей в ТРЦ). Для веревочных же парков сотрудничество с торговыми центрами — находка: даже при падении посещаемости поток, проходящий через ТРЦ, огромен.
"Это не значит, что перестанут строиться открытые парки. Они как сообщающиеся сосуды,— говорит Дмитрий Скляренко.— Когда в Москве был ливень, в закрытых комплексах поток посетителей резко увеличился — люди привыкают к этому развлечению в парках и хотят продолжать". Кроме того, история открытия веревочного парка в торговом центре более понятна инвесторам, которые все еще с опаской смотрят на новый тип развлечений. В строительство "Панда Парка" в подмосковном ТРЦ "Зеленопарк", к примеру, согласился вложиться сам торговый центр. "Если открытый большой веревочный парк стоит 30-50 млн руб., то стоимость крытого комплекса в ТРЦ превышает 100 млн — здесь нужна поддержка инвесторов",— говорит Скляренко. В Петербурге, впрочем, такой проект обойдется дешевле. Например, тот же "Высотный город" на запуск крытого веревочного парка на площадке ТРК "Питерлэнд" потратил около 30 млн руб.
Планы при этом у апологетов веревочного бизнеса более чем амбициозные: так или иначе, они хотят побить крупнейшие сети развлечений на их же поле — в торговых центрах. Получится ли это у них, сказать сложно. Почуяв тенденцию, многие начали встраивать элементы веревочных развлечений в свои зоны отдыха: например, известная компания, занимающаяся продвижением квестов, "Клаустрофобия" запустила в "Авиапарке" на Ходынском поле проект "Аркада" с огромной паутиной; дополнила веревочным парком в стиле строительной площадки свою игровую зону и KidZania. Загнать посетителей на деревья, таким образом, старается уже почти вся индустрия развлечений.