Правила игры
могут ударить и по их создателям, замечает редактор отдела бизнеса Владимир Дзагуто
Глава Минприроды Сергей Донской признал, что обсуждал с энергетиками скидку к цене электроэнергии для Монголии. По сути, это размен: дешевая энергия из РФ должна позволить Улан-Батору закрыть энергодефицит, не строя ГЭС на Селенге. Москва против перекрытия реки, так как опасается обмеления Байкала, куда впадает Селенга. Минприроды обращалось в Минэнерго по вопросам установки спецтарифов на поставку электроэнергии в направлении Монголии.
Но чтобы создать механизм такого спецтарифа, скорее всего, потребуется вмешаться в механизмы оптового энергорынка. Сейчас "Интер РАО", поставляющее энергию Улан-Батору, закупает ее на рынке по единой цене, как и остальные потребители. По идеологии этой "энергобиржи" выигрывают не столько те, кто предлагает энергию дешевле, сколько те, чьи расходы ниже. И добиться добровольного дисконта от генераторов сложно, так как продавцы понимают, что если они по себестоимости выработки и так проходят в рынок, то в любом случае продадут свои киловатт-часы по высокой цене.
Нельзя сказать, что подобных вмешательств до сих пор не было. Есть целые сегменты потребителей (население) и регионы (например, Северный Кавказ), которые много лет выступают исключениями. Им просто из социальных соображений продают на опте необходимые объемы энергии по тарифам (регулируемым договорам), эти потери достаются всем генераторам понемножку. Но есть и цепочки "генератор--потребитель", подконтрольные одному собственнику, где тот выбирает, давать скидку или не давать, в зависимости от того, где хочет формировать центр прибыли (наиболее известный случай — "Русал" и "Евросибэнерго" Олега Дерипаски). Бывают и более тонкие случаи: тот же "Русал" несколько лет успешно выбивает из "Росэнергоатома" скидки на энергию для своих проблемных алюминиевых заводов. Но это тоже своего рода игра в социалку, иначе закроется завод, захиреет моногород. Поэтому государство склонно поддерживать точечные бреши в едином рынке.
Но теперь есть риск того, что в роли генератора, дающего общественно значимую скидку (а сохранение Байкала — вопрос национальной гордости), придется выступить самим компаниям господина Дерипаски. Именно "Евросибэнерго" принадлежит "Иркутскэнерго", а тому уже — ГЭС на Ангаре, прямо зависящие от байкальского стока. Кроме того, из всех станций, близких к Монголии, у ГЭС наиболее дешевая себестоимость. И я бы не удивился, если государство в первую очередь ждет жертвы на спасение Байкала от "Евросибэнерго". Но и в более мягком варианте, например при размазывании потерь от монгольской скидки на всех генераторов, "Евросибэнерго", возможно, придется смириться с частичной потерей доходов.