Тянет как Магнитка

На строительство скоростной дороги из Башкирии в Челябинскую область появились претенденты

Госкомитет транспорта Башкирии завершил прием заявок от потенциальных участников концессии по строительству скоростной дороги Стерлитамак—Кага—Магнитогорск. Принять участие в конкурсе на право подписания соглашения изъявили желание шесть компаний. Окончательные итоги рассмотрения заявок госкомтранс должен подвести осенью. Трасса вошла в список региональных проектов, возможных для интеграции в сеть скоростных автомобильных дорог России в рамках стратегии их развития до 2030 года. В приоритетных проектах стратегии также числятся скоростные автодороги Стерлитамак—Магнитогорск—Челябинск (454 км) и Челябинск—Екатеринбург (203 км). Эти дороги также буду строиться на условиях государственно-частного партнерства (ГЧП) и частично будут платными.

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Интерес к подписанию концессионного соглашения для строительства скоростной автодороги Стерлитамак—Кага—Магнитогорск проявили шесть российских компаний, следует из протокола вскрытия конвертов на официальном сайте для размещения информации о проведении торгов. Заявки на участие в торгах подали уфимские ООО «Башкирдорстрой» и «Южноуральская дирекция автодороги», московские Научный производственный центр «Инвестстройпроект», «Башкирские скоростные магистрали» и ЗАО «Строительный сервис», а также консорциум московского ООО «Технострой» и хорватского АО «Виадукт». Суть предложений участников в протоколе не конкретизируется. Второй этап предполагает отбор конкурсных предложений участников, они должны быть рассмотрены с 9 августа по 31 октября. Концессионное соглашение планируют заключить в течение трех месяцев со дня подписания итогового протокола.

Дорога Стерлитамак — Магнитогорск через Кагу — первый опыт создания в Башкирии ГЧП в сфере транспортной инфраструктуры. Трасса протяженностью 170,7 км, часть которой (около 60 км от Каги до Аскарово) планируется сделать платной, в перспективе должна, как заявлялось в 2013 году, соединить Челябинскую область через Башкирию с транспортным коридором Европа—Западный Китай. В конце 2015 года Росавтодор объявил, что включил проект в число кандидатов на получение финансирования из дорожного фонда РФ из системы «Платон». Сейчас протяженность дороги от Стерлитамака до Магнитогорска по самому короткому маршруту составляет 304 км, из которых 70 км — это дорога, не имеющая асфальтового покрытия. Обязанностью инвестора является построить дорогу в течение шести лет после конкурса, выплатить концессионную плату в размере 37,11 млн руб., а остальные девять лет эксплуатировать трассу. По истечении срока концессии дорога должна быть передана республике. Федеральный и республиканский бюджеты готовы выделить в качестве софинансирования проекта 8 млрд руб. Общая стоимость проекта оценивается в 12 млрд руб. Господдержка должна покрыть 70% капитальных затрат на строительство дороги, отмечается в материалах госкомтранса. Возврат средств концессионера, как планируется, будет обеспечен республикой за счет платы, собираемой за проезд по дороге.

«Мы не первый раз участвуем в концессионных проектах в качестве проектировщика, — сообщила заместитель руководителя службы маркетинга АО «Институт „Стройпроект”» (через АО банк ВТБ владеет 49% „Башкирские скоростные магистрали”) Ирина Солодовникова. — У нас есть немалый наработанный опыт в этой области: это строительство Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге, нескольких этапов скоростной автомобильной дороги Москва—Санкт-Петербург». Вице-президент по продажам ГК «Техносерв» (через ряд компаний владеет ООО «Технострой») Теюб Кафаров объяснил интерес к торгам тем, что опыт участия в проекте «может стать базой для развития этой ниши в бизнесе группы „Техносерв” не только в строительстве, но и в сферах ЖКХ и информационных технологий». «Тем более, что группа располагает собственными существенными средствами (выручка в 2015 году составила 51,8 млрд руб.) и имеет общих акционеров с одним из крупнейших российских банков — Промсвязьбанком». Помимо создания дорожной и ИТ-инфраструктуры проекта, добавил господин Кафаров, консорциум планирует создать в республике местного оператора, «который будет полностью отвечать за работоспособность новой трассы, сбор доходов и управление».

Трасса Стерлитамак—Кага—Магнитогорск вошла в список региональных проектов, возможных для интеграции в сеть скоростных автомобильных дорог России в рамках стратегии их развития до 2030 года, составленной федеральным минтрансом и госкомпанией «Автодор». В приоритетных проектах стратегии также числятся скоростные автодороги Стерлитамак—Магнитогорск—Челябинск (протяженность 454 км) и Челябинск—Екатеринбург (протяженность 203 км).

Авторы стратегии рассчитывают, что до 2030 года в России появится более 20 тыс. км новых автомагистралей (категория 1А, разрешенная скорость — до 130 км/ч) и скоростных дорог (категория 1Б, разрешенная скорость — до 110 км/ч). Сейчас протяженность таких дорог составляет 5 тыс. км. На строительство скоростных дорог понадобится около 7 трлн руб., причем в Минтрансе рассчитывают, что 30–50% суммы дадут инвесторы.

Ильмира Алимгузина, Уфа, Василий Агафонов

Вся лента