Игорь Чайка сел на воду в Иране
Вместе с Олегом Митволем он построит там станцию опреснения
Как стало известно "Ъ", сын генпрокурора Юрия Чайки Игорь вместе с политиком Олегом Митволем собираются построить в Иране станцию опреснения воды. Ее мощность составит примерно 200 тыс. кубометров питьевой и технической воды в сутки. Стоимость проекта может достигать $180 млн.
В конце июля Игорь Чайка и Олег Митволь учредили на паритетных началах ООО "Русско-ближневосточный экспортный центр" (РБЭЦ), следует из данных ЕГРЮЛ. Господин Митволь рассказал "Ъ", что компания создана под реализацию нескольких инфраструктурных проектов в странах Персидского залива. Первый из них — строительство станции опреснения воды в Иране совместно с местной "крупной инжиниринговой компанией". По словам политика, проект предполагает строительство двух линий опреснения — для питьевой и технической воды. Морскую воду планируется получать из Ормузского пролива. Имя иранского партнера, объем и источники инвестиций Олег Митволь назвать отказался. Срок окупаемости проекта, по его данным, составит всего восемь-девять месяцев.
Планы по строительству опреснительной установки мощностью 200 тыс. кубометров в сутки в Иране есть также у "Технопромэкспорта", дочерней структуры "Ростеха". Мощность ее установки сопоставима с проектом РБЭЦ, отмечает господин Митволь. В "Ростехе" рассказали, что также собираются разливать в Иране питьевую и техническую воду. Стоимость проекта пока не просчитана. По словам представителя "Ростеха", в компании осведомлены о планах РБЭЦ.
Аналитик практики "Инфраструктура" консалтинговой группы "НЭО Центр" Булат Талдытов оценивает стоимость строительства станции РБЭЦ в $110-180 млн. По словам эксперта, в июне корейская корпорация Doosan Group заключила контракт на постройку опреснительной станции в Иране аналогичной мощности за $185 млн.
Недостаток питьевой воды — одна из самых серьезных проблем для Ирана, говорит Олег Митволь: "Именно поэтому инвесторы, в том числе "Ростех", сейчас так активны в этом направлении". По мнению главы практики инфраструктуры и проектов ГЧП Herbert Smith Freehills Ольги Ревзиной, конкуренция на иранском рынке, в том числе в водном секторе, среди иностранных инвесторов уже довольно высока: ряд проектов запустили компании из Китая, Японии и Германии. Сильные позиции на рынке бутилированной питьевой воды Ирана занимают Danone и Nestle, писали аналитики Morgan Stanley в декабре 2015 года. Danone купила в 2010 году контрольный пакет крупнейшего иранского производителя воды Damavand Mineral Waters Company, Nestle разливает воду на одной из двух своих иранских фабрик.
Завершить строительство опреснительной установки РБЭЦ рассчитывает в первом квартале 2018 года. Планируется, что часть питьевой воды будут закупать госучреждения Ирана. Планы на работу в розничных сетях в РБЭЦ не раскрывают. Техническая вода может использоваться в том числе в сельском хозяйстве, говорит совладелец РБЭЦ. Аграрный сектор Ирана очень сильно зависит от уровня осадков, и проекты в АПК часто требуют дополнительных вложений в ирригацию, сообщали в своем обзоре эксперты Italian Trade Agency (ITA). Господин Талдытов оценивает ситуацию с пресной водой в Иране "близкой к критической". По его данным, республика входит в двадцатку стран с самым сухим климатом — там выпадает до 250 мм осадков в год.
Кроме строительства опреснительной станции, РБЭЦ изучает возможности работы в сфере солнечной генерации, но этот проект пока на ранней стадии разработки, сказали в компании.
РБЭЦ — не первый совместный бизнес Игоря Чайки и Олега Митволя. Как следует из данных "СПАРК-Интерфакс", господин Чайка с ноября 2012 года по март 2016-го через ООО "Энкон" владел 10% в ООО "Инвест-сити", в котором господину Митволю принадлежит 5%. "Инвест-сити", в свою очередь, принадлежит 72,11% в ООО "Компания СЛГ", являющемся собственником около 8 тыс. га в Подмосковье, на которых планируется построить 25 млн кв. м жилья (см. "Ъ" от 6 апреля 2015 года).