«Сокол» поднимет Ил в небо
Нижегородский авиазавод будет осуществлять финальную сборку Ил-114
Нижегородский авиастроительный завод «Сокол» (входит в РСК МиГ Объединенной авиастроительной корпорации, ОАК) вчера был окончательно утвержден для финальной сборки регионального самолета Ил-114. Руководство ОАК до последнего сомневалось в выборе площадки, и проект в последний момент едва не отдали подмосковным Луховицам. Но региональным и окружным властям удалось отстоять вариант размещения производства на нижегородском авиазаводе. В Минпромторге обещают, что первые деньги поступят уже в четвертом квартале. Эксперты считают, что реальное производство начнется лишь через два-три года, а сам проект будет тяжело реализовать.
О том, что Объединенная авиастроительная корпорация, которая уже не раз вместе с Минпромторгом заявляла о том, что самолеты Ил-114 будут собираться на нижегородском авиазаводе «Сокол» (НАЗ «Сокол»), может отдать финальные работы на свою площадку в подмосковных Луховицах, говорилось вчера на совещании у полпреда президента в Приволжском федеральном округе Михаила Бабича. «Мы уже сейчас чувствуем, что ОАК в нарушение всех предыдущих договоренностей разрабатывает свои материалы. При этом ни завод, ни мы в эту работу никак не привлекаемся. Уже в мае 2016 года была представлена новая презентация, где завод „Сокол“ рассматривается в качестве агрегатно-сборочного завода, а не головного изготовителя. В этом случае доля работ, выполняемых предприятием по проекту, составит 7% от общей трудоемкости. Это недопустимо для завода с численностью 5 тыс. человек», — поднял тему губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев в присутствии президента ОАК Юрия Слюсаря и замглавы Минпромторга РФ Андрея Богинского. Глава региона отметил, что все заказы, которыми загружается завод сейчас, идут на спад, и если сборка Ил-114 не будет размещена на «Соколе», то загрузка предприятия составит 40%. «Получается, и компетенции, и вся база, которая здесь имеется, государством создавалась просто так. А этот проект выводил бы мощности завода на полную загрузку», — пояснил губернатор, напомнив, что завод уже не раз в последний момент оставался без госзаказа. Валерий Шанцев пообещал «твердо отстаивать» позиции НАЗ, если понадобится, дойдя «вплоть до президента», и предоставить всевозможные льготы для удешевления проекта: по налогу на прибыль, имущество, компенсацию процентной ставки по кредитам, освобождение от арендной платы за земельные участки, а компаниям-субподрядчикам — специальные инвестконтракты с субсидированием части лизинговых платежей.
В результате по итогам совещания стало известно, что «Сокол» станет заводом-финалистом по сборке Ил-114. «Были дискуссии на предмет того, какая должна быть кооперация, где должна производиться финальная сборка, и было определено, что данной площадкой будет являться завод „Сокол“», — заявил Михаил Бабич.
По уточненным данным Минпромторга, совокупная стоимость проекта составит около 55 млрд руб., на начало сборки необходимо 6 млрд руб. Чиновники пообещали, что федеральное финансирование начнется уже в четвертом квартале этого года. «Все решения приняты, заявка на корректировку параметров бюджета со стороны Минпромторга направлена. В этом году на проект предусмотрено более 2 млрд руб. ОАК уже сегодня организовал работу по оцифровке проекта, опытно-конструкторским работам, кроме того, идет подготовка проекта техперевооружения в дополнение к тому, что сегодня реализуется на заводе», — рассказал замминистра промышленности и торговли РФ Андрей Богинский.
Кроме НАЗ в производственной кооперации будут участвовать другие площадки ОАК в Ульяновске, Воронеже и Луховицах, рассказал Юрий Слюсарь. По оценкам компании, с учетом кооперации на предприятиях ПФО будет локализовано более 40% работ. В Нижегородской области, в частности, предполагается задействовать заводы «Гидромаш», «Полет» и «Теплообменник».
Кроме того, корпорация не отказалась от планов использовать в производстве несколько фюзеляжей Ил-114, изготовленных в 90-х годах на Ташкентском авиационном производственном объединении. ОАК ведет переговоры с предприятием, хотя пока стороны не сошлись в цене. Если ташкентские фюзеляжи будут использованы, то первый вылет обновленного Ил-114 можно ожидать в 2019 году, а начала серийного производства — в 2020–2021 годах.
По словам эксперта Aviation Explorer Владимира Карнозова, намерения разместить сборку самолета в подмосковных Луховицах были серьезными, так как и на этом предприятии недостаточно заказов для загрузки мощностей: «За завод в Луховицах говорило то, что он находится ближе к столице и прошел частичную модернизацию при подготовке и налаживанию выпуска корабельных истребителей МиГ-29К/КУБ». По его мнению, решение в пользу Нижегородской области было политическим. Поскольку «Сокол» назывался в качестве финальной площадки ранее, получил активную поддержку со стороны области и полпредства, в ОАК решили не давать «задний ход». «По обеим площадкам были серьезные аргументы „за“ и «против», и вопрос оставался открытым по сегодняшний день», — рассказал господин Карнозов.
По мнению экспертов, сам проект будет «тяжелым» с точки зрения реализации. Могут возникнуть сложности с покупкой импортного оборудования, с двигателями, а также со спросом на самолеты, отмечает главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий. Кроме того, самолет нуждается в модернизации с учетом новых разработок в области самолетостроения, полагает эксперт.
Реальное производство на «Соколе» начнется через два-три года, прогнозирует Владимир Карнозов. «Первые федеральные транши пойдут в конструкторское бюро: разработчикам Ил-114 нужно оцифровать существующие бумажные чертежи. Быстрым процесс не будет, поскольку ОКБ им. С. В. Ильюшина занимается другими важными программами, включая „проект 476“, Ил-112, Ил-106 и Ил-214. Однако если на завод придут фюзеляжи из Ташкента, это ускорит процесс, поскольку у сотрудников предприятия будет возможность заранее познакомиться с образцами», — полагает аналитик. Между тем, по его мнению, проект Ил-114 не позволит загрузить производство сразу в полном объеме, так как часть заводского оборудования устарела, а без проведения глубокой модернизации производства выводить его на полную мощность нецелесообразно. «Продвижение самолета на рынок отдается ГТЛК, на что эта структура получает госсредства. Пока что она откровенно плохо работает над продвижением стоместного реактивного Sukhoi Superjet 100. Отсутствие конкурсного отбора среди лизингодателей может привести проект Ил-114 в тот же тупик, где сегодня находится и SSJ100», — прогнозирует Владимир Карнозов.