Имама не выпустили из дома
Защита обвиняемого в оправдании терроризма священнослужителя намерена дойти до ЕСПЧ
Мосгорсуд вчера оставил без изменения меру пресечения имаму столичной мечети "Ярдям" Махмуду Велитову, который был заключен под домашний арест в связи с обвинением в публичном оправдании терроризма. Адвокат богослова считает, что суд принял антигуманное решение: Махмуд Велитов перенес операцию на сердце, и врачи прописали ему прогулки на свежем воздухе. Защита намерена пожаловаться в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) на незаконное преследование священнослужителя.
На вчерашнем заседании апелляционной инстанции Мосгорсуда, рассматривавшей жалобу защиты священнослужителя на его домашний арест, с пространной речью выступил сам имам Велитов. Он говорил по шпаргалке, которую затем по просьбе председательствующего передал для протокола, так как секретарь судебного заседания просто не успевала записывать за быстро говорившим имамом. Махмуд Велитов отрекся от террористов и экстремистов, заявив, что в своих проповедях "только восхвалял Аллаха и оценивал поступки людей с точки зрения веры". Обращаясь к судье, имам Велитов процитировал по-арабски отрывки из Корана и некоторые сунны, а затем перевел их на русский язык.
Напомним, имам мечети "Ярдям", расположенной на улице Хачатуряна в Москве, шейх Махмуд Велитов был арестован 13 июля по обвинению в публичном оправдании терроризма. По версии следствия, имам еще в 2013 году во время молитвы в мечети публично произнес речь, в которой положительно оценивал деятельность жителя Дагестана Абдуллы Гаппаева, который между тем, по оперативным данным, являлся активным сторонником "Хизб ут-Тахрира аль-Ислами" (запрещена в РФ). Абдулла Гаппаев в сентябре 2013 года был убит в Махачкале при невыясненных обстоятельствах. Отметим, что содержавшиеся в проповеди слова имама о том, что Гаппаева убили "трусливые люди", следствие квалифицировало как оскорбление правоохранительных органов, хотя обстоятельства гибели дагестанца пока до конца не выяснены.
По словам также выступившего в суде адвоката обвиняемого Дагира Хасавова, его подзащитный не высказывался в поддержку террористических идей Гаппаева, а только говорил о нем как о "правильном мусульманине". "Аллах сказал всегда говорить о покойниках только хорошо, вот я и сказал",— тут же пояснил Махмуд Велитов, добавив, что про "Хизб ут-Тахрир" он вообще не говорил. "Не знаю, не имею с ними связи и вообще не понимаю, почему меня к этой партии приписали",— сказал он.
Защитник имама настаивал на освобождении священнослужителя или как минимум смягчении ему режима домашнего ареста, приводя в качестве основного довода медицинские документы о плохом состоянии здоровья подзащитного. В частности, адвокат указал, что "Махмуд Велитов страдает серьезными заболеваниями, перенес инсульт и сложную операцию на сердце, после которой ему врачи в обязательном порядке рекомендовали прогулки на свежем воздухе". Соответствующая справка по ходатайству защиты была приобщена к материалам дела. Защитник подчеркнул, что правоохранительным органам нет никаких оснований опасаться прогулок имама, поскольку на того надеты электронные браслеты. "На время следствия имам Велитов оставил свою службу в мечети, поэтому ему нет необходимости куда-то отъезжать от дома",— уточнил адвокат.
Прокуратура, в свою очередь, просила суд оставить избранную священнослужителю меру пресечения без изменений, назвав ее "оптимальной". В итоге суд принял сторону надзорного ведомства и отклонил жалобу защиты.
Дагир Хасавов сообщил "Ъ", что защита намерена обжаловать решение апелляционной инстанции в президиуме Мосгорсуда, а также пожаловаться на действия российских правоохранительных органов, "незаконно задержавших имама", в ЕСПЧ. "Мы также будем добиваться проведения повторной психолого-лингвистической экспертизы речей имама и надеемся, что докажем его невиновность",— заявил Дагир Хасавов.