Партийная система движется к сокращению
Эксперты КГИ проанализировали этап выдвижения на думские выборы
Комитет гражданских инициатив (КГИ) Алексея Кудрина подготовил доклад о выдвижении и формировании партсписков на выборах в Госдуму. Авторы констатируют, что система регистрации стала запретительной, а партии, не имеющие парламентской льготы, не стремятся участвовать в выборах. Системные партии при этом при формировании списков часто не учитывают интересы регионов.
Авторы доклада (политолог Александр Кынев, эксперты Андрей Максимов и Аркадий Любарев) отмечают, что выборы в Госдуму "стали проверкой состоятельности партийной системы, обновленной в результате реформы 2012 года". Принять участие в этой думской кампании имели право 74 партии, однако воспользовались им только 25 партий, при этом пять из них списки не выдвинули. Все 14 партий, имеющих право участвовать в выборах без сбора подписей ("Единая Россия", КПРФ, "Справедливая Россия", ЛДПР, "Яблоко", "Патриоты России", Партия роста. ПАРНАС, "Гражданская платформа", "Коммунисты России", Российская партия пенсионеров за справедливость (РППС), "Родина", "Гражданская сила" и партия "Зеленые"), выдвинули свои списки. Из оставшихся 60 только восьми партиям (13%) оказалось по силам составить списки. "Число участников выборов уже на этапе выдвижения меньше уровня выборов 1993, 1995, 1999 и 2003 годов (притом что формальное число партий больше, чем в 2003 году), но больше уровня выборов 2007 и 2011 (эпохи наиболее жестко ограниченной конкуренции и управляемой партийности)",— указывают авторы доклада.
Одна из возможных причин такой низкой активности — обязанность большинства партий собирать подписи (для выдвижения списка партии должны собрать 200 тыс. автографов). В 2014 году от нее освобождены партии, представленные в Госдуме, набравшие на думских выборах не менее 3%, а также выигравшие выборы по партспискам хотя бы в одно заксобрание. При этом, в отличие от 1990-х, правила сбора и проверки подписей ужесточены, а сам сбор приходится на время отпусков. "Мы видим, что система регистрации стала фактически запретительной после изменений в законодательстве 2014 года. Чтобы участвовать в выборах, нужна льгота, чтобы ее получить, нужно участвовать в выборах, круг замкнулся. Количество льготных партий будет только уменьшаться — например, истекут сроки работы ее депутатов в заксобрании",— пояснил "Ъ" Александр Кынев.
Эксперты КГИ считают, что неучастие большинства российских партий в думских выборах обрекает их "на ликвидацию в 2019-2020 годах". По законодательству, Минюст обязан ликвидировать партии, не принимавшие семь лет участия в выборах (в Госдуму, президента, 9 губернаторских кампаниях, 17 выборах в заксобрания, либо в муниципальных кампаниях не менее чем в 43 регионах). "Поскольку значительная часть партий создавалась под патронажем администрации президента, нельзя исключить, что они получили прямое или косвенное указание (пожелание) не участвовать в выборах. Возможно, была сделана сознательная установка на минимизацию числа участвующих в выборах партий, помимо 14 партий-льготников",— отмечают в КГИ.
Со сложностями столкнутся и кандидаты-одномандатники от партий, не имеющих льготы, и самовыдвиженцы: им предстоит собрать 3% подписей от общего количества избирателей округа. Так, партии-льготники выдвинули 2131 кандидата, в то время как самовыдвиженцев в округах оказалось только 304.
Эксперты проанализировали и особенности партсписков. Единороссы, вопреки публичным заявлениям, продолжают применять стратегию "паровозов", хотя таких кандидатов по сравнению с выборами 2003-2011 годов стало меньше. Осторожнее партия власти стала подходить к перебрасыванию кандидатов из региона в регион.
Другие парламентские партии "проявляют волюнтаризм при формировании списков". "У ЛДПР группы составлены так, что заранее понятно, кто должен быть избран. У "Справедливой России" самый большой пул кандидатов на проходных местах, которые не имеют отношения к региону, у КПРФ похожая история. Чем более проходная группа, тем она более ценная, в нее делегируют нужных людей, но это деморализует регионы",— заявил "Ъ" Александр Кынев. Он отмечает, что в партсписки нет "нового притока кандидатов из федерального бизнеса". "Есть большая группа бюджетников, мэров (у "Единой России" 25 мэров из 207 одномандатников). Также активно баллотируются представители регионального торгового и строительного бизнеса",— говорит эксперт.