«Только еда, и ничего личного»

Создатель «Чайхоны № 1» Тимур Ланский о конкуренции, младших партнерах и правилах большого бизнеса

Рестораны Тимура Ланского кормят половину Москвы, а ему и этого мало. “Ъ-Lifestyle” ресторатор рассказал о новом проекте FOOOD Bazar, судьбе «Чайхоны № 1» и главном правиле ресторанного бизнеса.

Фото: Архив пресс-службы

У Тимура Ланского на руках диплом режиссера театрализованных представлений, и, вероятно, это способствует тому, что за развитием его бизнеса наблюдать не менее интересно, чем за детективным сериалом. В 2000 году господин Ланский запустил успешную сеть ресторанов «Чайхона № 1», а через десять лет его взбунтовавшиеся партнеры начали открывать новые рестораны без ведома отца-основателя. Бывшие напарники теперь соревнуются, чья «Чайхона» лучше, оставляя в недоумении посетителей заведений. Сегодня Тимур Ланский жаждет справедливости и готов расставить все точки над i.

О начале карьеры

В клубно-ресторанном бизнесе я давно, практически со студенческих лет. Еще в СССР занимался варьете в ресторанах, потом были первые ночные клубы. Но все-таки настоящим ресторатором я стал в 2000 году, с открытием первой «Чайхоны» в Жуковке. Этот тогда еще сезонный проект и заложил фундамент для сети «Чайхона № 1». Сегодня наша компания — это холдинг, объединивший мою креативную студию, десятки коммерческих предприятий и еще несколько брендов разными партнерскими, инвестиционными и иными проектами.

О разделении сети «Чайхона № 1»

Сеть «Чайхона № 1» не разделялась. Созданный мною 16 лет назад бренд продолжает развиваться под моим контролем. Просто в 2010 году у меня возник конфликт с некоторыми из младших партнеров, в результате чего им пришлось покинуть мою группу компаний и запустить собственный проект «Ч № 1».

Фото: Архив пресс-службы

Прошлое партнеров мне не особо известно. Кто-то, кажется, занимался продажей вещей из Китая на рынке в «Лужниках», кто-то «серые» иномарки перегонял из Европы. Мы познакомились через общих друзей: в клубы вместе ходили, по ресторанам с девочками, на охоту ездили… У меня по жизни всегда много партнеров — не люблю рисковать в одиночку. Больше всего меня подкупила религиозность ребят. Думал, раз верующие, то и обманывать не станут. И все поначалу было хорошо. Дал им небольшие доли в бизнесе, доверил свои технологии, но потом роль младших партнеров и уровень доходов перестали их устраивать. Помощники стали пытаться диктовать условия развития, в котором меня они уже не видели. Вот так из младших партнеров я вырастил прямых конкурентов.

О честном бизнесе

Читал одно интервью с бывшими партнерами, из которого можно понять, что я недостаточно инвестирую в бизнес, а вот они вкладываются по полной… Ерунда все это. Это как на базаре: торгуют одинаковыми яблоками, только вот один продавец свой товар нахваливает, а про другого говорит, что у того яблоки червивые. Человека с психологией базарного наперсточника можно и в MBA обучить, можно дать порулить крупной компанией, но все равно его суть и базарные методы останутся неизменными.

Фото: Архив пресс-службы

А по поводу инвестиций — я отношусь к деньгам своих инвесторов как к своим, может, поэтому стараюсь быть острожным и не лезть во все тяжкие — в проекты с высокими рисками. Может быть, поэтому наших ресторанов меньше, но, в отличие от других, ни один из наших проектов не убыточен, ни один не закрылся. Расходы на управляющую компанию тоже мизерные. Знаете, наш мир ресторанный очень маленький, все друг о друге знают, общаются между собой. Сколько раз мне чужие инвесторы жаловались: «Вложили деньги, а дело плохо идет… Дивидендов — копейки, а еще и на гигантскую управляющую компанию докладывать приходится». Нет, я так не могу. Для меня деньги инвестора — все равно что мои деньги. Отношение к инвесторам из разряда «дайте нам денег, и, если дело пойдет, вместе заработаем, а если нет — то вы попали» больше не работает. Да и дураков, готовых в кризис рисковать, становится все меньше и меньше.

О двойниках

Недавно мы на своей странице в Facebook выложили мое интервью «Афише». Под ним появились сотни комментариев, в том числе и негативных. И 95% критики относились к заведениям, которые мною не управляются! То есть люди думают, что идут ко мне в «Чайхону», а попадают в другую сеть, где качество и еды, и сервиса далеко от нашего. Ребята полностью отошли от изначальной концепции «Чайхоны», открывая вместо восточного чилаута совсем другие проекты, пускают не всех, обращают внимание на национальность, заменяют популярные чайханские блюда на суши и «европейку». И при этом почему-то продолжают эксплуатировать наше название. Видимо, порадовать гостей, кроме как названием, нечем.

Поэтому мы задумались о ребрендинге. Мы будем менять образ «Чайхоны», некоторые детали интерьера и фирменного стиля, форму персонала и даже логотип. Наш фирменный чайник с короной изменится. Его силуэт станет проще и современнее, уйдут лишние детали. В центре вместо трудносчитываемых вензелей более четко будет проявляться наше старое лого «№ 1».

О новом FOOOD Bazar

Открытие FOOOD Bazar в саду «Эрмитаж» — это наш шаг навстречу новому поколению московской публики: демократичное и космополитичное кафе без особого пафоса в стиле гастромаркета. Только еда, и ничего личного. Мне всегда нравились европейские и азиатские рынки еды. Хотелось создать что-то подобное и в Москве, объединив атмосферу рынка с ресторанным комфортом.

Тимур Ланский с командой шеф-поваров

Фото: Архив пресс-службы

Вместе с моим бессменным партнером Сашей Оганезовым мы решили собрать под одной крышей наиболее интересные собственные и чужие проекты. Сейчас в меню FOOOD Bazar хиты Mi Piace и «Чайхоны № 1», супы и салаты из Zupperia и Glenuill, бургеры, стейки и шашлыки из наших новых проектов Buterman и Kebab.Lab, копчености и бутерброды коптильни «Щепка». Раз за разом московские фестивали фудтраков открывают все новые таланты. Мы приглашаем к сотрудничеству интересных нам ребят и, как на настоящем рынке, предоставляем им место взамен на небольшой процент с оборота. Если чья-то концепция не прижилась, то мы проводим ротацию. Это позволяет нам не стоять на месте и постоянно удивлять гостей новинками. В планах на будущее устраивать на площадке, примыкающей к ресторану, маркеты еды, барахолки, вернисажи художников. Для подбора лучших из всех гастроэнтузиастов мы сотрудничаем с проектом «Местная еда» Насти Колесниковой и другими зачинщиками отечественной гастрономической революции. Москве, как мне кажется, не хватает духа интеллигентных воскресных маркетов и барахолок, как у лондонских Borough Market и Portobello Road Market.

О планах

Под знаком FOOOD будут открываться не только рестораны и фуд-маркеты, но и фастфуды, лавки полуфабрикатов. Одна из них уже успешно работает на Дорогомиловском рынке. Несмотря на кризис, планов у нас вообще немало. Мы продолжаем открывать новые рестораны «Чайхона № 1», ищем новые места для наших проектов «Иzba», Made in Goa. Хотим развить собственное мясное и сырное производство, а для любителей опен-эйров — и кейтеринговую службу. Были бы толковые люди, с которыми нам по пути.

О главном

Главное в нашем деле — желание удивить людей. Нас ведь на режиссерском факультете так и спрашивали: «Чем сегодня людей удивлять будем?» Плагиат был как проклятье — все равно что расписаться в творческом бессилии. Наверное, поэтому «Чайхона» оказалась успешной. Мы заняли свою нишу. Мы соединили то, что никто до нас не соединял: вкусную этническую еду и модный чилаут. Мы удивили людей, у нас получилось.

Фото: Архив пресс-службы

Если вам нечем удивлять, идите работать на зарплату или на худой конец возьмите франчайзинг. В большом бизнесе вам не место. Если вы все-таки нашли свою золотую жилу, создали успешный бренд, то не выпускайте его из своих рук, не доверяйте его «нянькам». А когда все пойдет как по рельсам и вы поймете, что у руля талантливые и надежные люди, оставьте себе контрольные функции и не мешайте процессу. Ну а чтобы не было скучно, придумайте что-то новое.

Вся лента