Российско-корейские отношения испытали ракетами
Пхеньян вновь бросил вызов своим противникам в регионе
КНДР в среду впервые запустила ракету, достигшую пределов исключительной экономической зоны Японии, что вызвало крайне жесткую реакцию Токио, Сеула и Вашингтона. Теперь у властей Южной Кореи есть дополнительный повод настаивать на необходимости размещения в стране новейшей американской противоракетной системы THAAD. Эти планы давно вызывают обеспокоенность руководства РФ. Донести до него позицию соседей Северной Кореи 2–3 сентября попытается лично президент Южной Кореи Пак Кын Хе: в среду стало известно, что она встретится во Владивостоке с Владимиром Путиным. Впрочем, по мнению опрошенных “Ъ” экспертов, отказываться от максимально сбалансированной политики в отношении КНДР Россия пока не собирается.
Северная Корея в среду утром осуществила запуск баллистической ракеты, которая вылетела из провинции Хванхэ-Намдо на западном побережье страны, преодолела расстояние 1 тыс. км и упала в море примерно в 250 км от берегов Японии. Об этом сообщили южнокорейские СМИ со ссылкой на Объединенный комитет начальников штабов Южной Кореи. По данным Пентагона, КНДР испытала две баллистические ракеты средней дальности «Надон-1», одна из них взорвалась сразу после старта.
Японский премьер Синдзо Абэ назвал случившееся «возмутительным и недопустимым поступком». «Речь идет о серьезной угрозе для нашей страны»,— сказал он. Как отмечают военные эксперты, Северной Корее впервые удалось запустить ракету, достигшую пределов исключительной экономической зоны Японии. Правительство Абэ по дипломатическим каналам в Пекине (посольства в Пхеньяне у Японии нет) передало КНДР свой протест. Представитель Пентагона Гэри Росс заявил, что «эта провокация лишь укрепит решимость мирового сообщества противостоять запрещенным операциям (КНДР.— “Ъ”)».
Реакция Запада на ракетные испытания была более жесткой, чем обычно. С критикой выступили и генсек НАТО Йенс Столтенберг, и МИДы Италии, Франции и Германии, и внешнеполитическая служба Евросоюза. «Запуском ракеты в сторону Японии Пхеньян, по всей видимости, абсолютно умышленно поставил под угрозу безопасность другого государства»,— отметил представитель Министерства иностранных дел ФРГ Мартин Шефер, сообщивший также, что посла Северной Кореи вызовут в германский МИД. «КНДР должна прекратить все пуски баллистических ракет и полностью выполнять свои международные обязательства. Последние действия КНДР ведут лишь к усилению напряженности на Корейском полуострове»,— говорится в заявлении главы дипломатии ЕС Федерики Могерини.
Москва от осуждения Пхеньяна воздержалась. Ее позицию пояснил «Интерфаксу» глава думского комитета по обороне, экс-командующий Черноморским флотом РФ адмирал Владимир Комоедов: «Для России фактической угрозы не существует, даже если КНДР достигнет существенных дистанций пусков — я имею в виду не тысячу километров, а несколько тысяч». «Конечно, мы против распространения оружия массового поражения и ракетных технологий»,— добавил адмирал. По его словам, новые ракетные пуски КНДР могут привести к тому, что США, Южная Корея и Япония будут наращивать региональные системы противоракетной обороны.
Действия КНДР дают Сеулу повод настаивать на необходимости размещения в Южной Корее новейшей американской противоракетной системы THAAD стоимостью свыше $1 млрд. Одна батарея этой системы будет состоять из противоракетного радара TPY-2 TM, шести пусковых установок и 48 ракет-перехватчиков радиусом действия до 300 км. По данным южнокорейских военных, после прихода к власти Ким Чон Ына Северная Корея испытала 16 ракет «Скад» дальностью полета до 1,3 тыс. км, шесть ракет класса «Мусудан» от 3,5 тыс. до 4 тыс. км и три баллистические ракеты с подводной лодки. В последний раз КНДР произвела пуск двух ракет типа «Нодон» и одной ракеты типа «Скад» 19 июля. По мнению эксперта сеульского Института дальневосточных исследований Ким Дон Юба, которого цитирует агентство AP, своим нынешним шагом Пхеньян показал, что способен атаковать американские военные базы в Японии.
Новые ракетные испытания КНДР могут повлиять на повестку встречи президентов РФ и Южной Кореи Владимира Путина и Пак Кын Хе — она состоится 3 сентября во Владивостоке в рамках Восточного экономического форума. По данным агентства Рёнхап, Пак Кын Хе рассчитывает обсудить с президентом России вопросы, связанные с ядерной программой Северной Кореи, и разъяснить планы размещения системы ПРО THAAD, к которым Москва и Пекин относятся негативно. В частности, в июле в МИД РФ утверждали: размещение THAAD «чревато угрозой обострения региональной напряженности и созданием новых трудностей для решения сложных проблем Корейского полуострова»
Так или иначе, опрошенные “Ъ” эксперты сомневаются, что Россия станет серьезно корректировать свою политику в отношении КНДР. «Эта политика определяется двумя основными факторами, причем взаимоисключающими,— сказал “Ъ” заведующий кафедрой Московского гуманитарного университета, директор центра Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании Института востоковедения РАН Дмитрий Мосяков.— С одной стороны, Москва — полноправный участник шестисторонних переговоров по ядерной программе Пхеньяна, она поддержала все последние резолюции ООН, касающиеся Северной Кореи. В то же время в мире существует всего несколько стран, которые имеют реальное влияние на Пхеньян и могут ослабить его агрессивный настрой. Россия — в их числе. Поэтому сложилось противоречие, преодолеть которое очень сложно. Отсюда — и традиционно сдержанная, осторожная реакция Москвы на события, подобные нынешним».
По мнению эксперта, Москва «при любых обстоятельствах будет стремиться сохранять хоть какие-то контакты с северокорейцами». «Если США в конечном итоге могут себе позволить разорвать эти контакты, то ни Россия, ни Китай на это не пойдут. В противном случае режим в Пхеньяне получит абсолютную свободу. Россия потеряет всякое представление о планах Северной Кореи и, более того, рискует превратиться в ее потенциального противника»,— разъяснил господин Мосяков.