Шире, выше, дороже
Олимпиада в Рио-де-Жанейро будет показана как никогда
Олимпийские игры в Рио-де-Жанейро станут самыми широко освещаемыми телевидением за всю современную историю. В эфир — как традиционный, так и завязанный на интернет-каналы — планируется пустить почти 7 тыс. часов контента. Часть даже будет сниматься в экзотическом пока формате 8K. Рекордов стоит ожидать и в том, что касается доходов телекомпаний от продажи рекламы, которая, как утверждает главный телевизионный партнер Международного олимпийского комитета (МОК) корпорация NBC Universal, идет ощутимо лучше ожиданий. Что касается России, то, несмотря на все допинговые скандалы, из-за которых многие отечественные спортсмены не будут участвовать в Играх, все более или менее значимые события Олимпиады российские зрители увидят.
Олимпийские игры, особенно летние, являются одним из немногих событий, способных на протяжении двух недель стабильно удерживать интерес сотен миллионов зрителей по всему миру. Неудивительно, что стоимость прав на олимпийские трансляции постоянно растет. В последние годы, правда, рост уже не такой выдающийся. Если брать данные по рынку Северной Америки, являющемуся ключевым для МОК в том, что касается телетрансляций, то выяснится, что с 1992 по 2012 год цена показа Олимпиады выросла в три раза — с $400 млн в Барселоне до $1,18 млрд в Лондоне. А вот следующая прибавка уже не так впечатляет — за показ Игр в Рио-де-Жанейро в Северной Америке NBC Universal заплатит "всего" $1,226 млрд.
Столь незначительный рост цен на показ главного спортивного события мира объясняется довольно просто. Дело в том, что телекомпании, похоже, приблизились к порогу рентабельности в том, что касается возврата средств, вложенных в Игры. Например, олимпийские трансляции для NBC далеко не всегда оказываются прибыльными, что в действительности удивлять не должно, учитывая, что телекомпании помимо трат на выкуп прав на показ Игр несут серьезные расходы на их организацию (в случае с NBC это около $200 млн). В итоге Турин-2006, Пекин-2008 и Ванкувер-2010 принесли компании убытки — от $40 млн до $200 млн. В Лондоне-2012 и Сочи-2014 компания снова вышла в прибыль, но назвать ее ощутимой в структуре доходов концерна нельзя. Лондон принес около $90 млн, прибыль от Сочи-2014 была и того меньше.
Впрочем, предварительные данные позволяют надеяться на то, что Олимпиада в Рио-де-Жанейро все же не разочарует телевизионщиков. Та же NBC еще в марте этого года отчиталась о продаже рекламы под олимпийские телетрансляции на $1 млрд. Лондонские Игры достигли того же показателя на четыре месяца позже.
Взлет интереса рекламодателей к покупке телевизионного времени во время Олимпиады, по всей видимости, объясняется тем, что NBC взяла курс на то, чтобы сделать Игры в Рио "наиболее широко транслируемой Олимпиадой в истории". Ведь только по традиционным — эфирным и кабельным — каналам зрители в Северной Америке увидят почти 1,5 тыс. часов олимпийских трансляций (в корпорацию NBC Universal входит более десятка телеканалов). Еще 6,5 тыс. часов планируется получить за счет распространения картинки через различного рода интернет-ресурсы — начиная от специализированных сайтов и заканчивая приложениями для мобильных устройств.
Что касается рынков за пределами Северной Америки, то тут ситуация более сложная. К примеру, Европа, большинство стран которой, в отличие от США, мало на что претендуют на Олимпиаде, так и не стала солидным источником дохода от реализации прав на телетрансляции. В результате права на показ Игр на большей части Старого Света достались компании Sportfive, заплатившей за них, по неофициальным данным, скромные $300 млн. Другие регионы планеты приносят МОК сопоставимые суммы.
Именно у Sportfive пришлось выкупать сублицензию и российским телекомпаниям. Официально стоимость пакета российской стороной не называлась, но, по неофициальным данным, речь идет о $100 млн. При этом финансовая нагрузка легла на три структуры — "Первый канал", ВГТРК и "Матч ТВ". Отметим, что примерно те же деньги российские каналы заплатили за право показа Олимпиады в Сочи. Тогда речь шла о 3,2 млрд руб., что по курсу двухлетней давности примерно соответствовало $100 млн. При этом, правда, половина расходов была покрыта за счет бюджетного финансирования.
Примечательно, что МОК настоял на включении в контракты, регламентирующие право показа Игр, пункта, обязывающего телекомпании обеспечить трансляцию не менее 200 часов соревнований по общедоступным каналам. Смогут ли российские телеканалы выполнить это условие, до недавнего времени понятно не было. Ведь еще за пару недель до старта Игр не было уверенности в том, что сборная России вообще поедет в Бразилию. На этом фоне "Первый канал" и ВГТРК отмечали, что могут убрать из эфира запланированные повторы ночных соревнований (разница во времени между Москвой и Рио-де-Жанейро составляет шесть часов). Впрочем, ситуация разрешилась более или менее успешно для российских спортсменов, и теперь все телеканалы, задействованные в олимпийском проекте, возвращаются в заранее предусмотренный режим.
"Россия 1" покажет церемонию открытия Игр, "Первый" будет транслировать закрытие Игр, кроме того, два главных канала России уделят много внимания важным событиям Олимпиады. Ну а основная нагрузка ляжет на "Матч ТВ", который обеспечит более 800 часов олимпийского эфира.
Отдельно стоит сказать о технических новшествах, которыми готовы порадовать телезрителей организаторы. Напомним, что в последние годы престижной считалась трансляция того или иного события в формате FHD, но на данный момент это уже практически утвердившийся стандарт телевидения. Теперь телекомпании тестируют возможность перехода на куда более продвинутый уровень. Речь о внедрении формата 8K (разрешение 7680x4320 против 1920x1080 у FHD). В роли двигателя прогресса тут выступила японская телекомпания NHK, которая очень хочет дать своим абонентам сверхчеткий сигнал во время Олимпиады-2020, которая пройдет в Токио. Именно японцы обеспечили условия для трансляции 130 часов олимпийского эфира в ультравысоком разрешении. Правда, большинство пользователей оценить его не смогут. Дело в том, что на данный момент в мире — единицы моделей телевизоров, поддерживающих 8К, что неудивительно, если учесть, что стоят они как автомобиль класса люкс. Как бы то ни было, а движение навстречу прогрессу и тут налицо.