Федеральный центр не делится налогами с местной властью
Правительство считает муниципальные бюджеты стабильными
Правительство дало ответ депутатам Госдумы от КПРФ, которые предложили расширить доходную базу муниципалитетов и передать им ряд налоговых поступлений. Парламентарии заявляли, что в местных бюджетах доля межбюджетных трансфертов, получаемых от федерального центра и регионов, является «гипертрофированной» и лишает «администрации мотивации для развития территорий». В кабинете министров считают, что «местные бюджеты исполняются достаточно стабильно».
Депутаты фракции КПРФ в Госдуме получили ответ от правительства по поводу направления в муниципалитеты дополнительных налоговых поступлений (есть в распоряжении “Ъ”). По данным КПРФ, указанным в запросе кабинету министров, «больше половины собственных доходов местных бюджетов приходилось и приходится на межбюджетные трансферты, причем их доля в структуре доходов неуклонно увеличивается». «Гипертрофированная доля межбюджетных трансфертов в местных бюджетах носит дестимулирующий характер, что лишает муниципалитеты мотивации для развития территорий»,— уверены в Компартии.
В качестве примера коммунисты приводят Краснодар: город дает в бюджет Краснодарского края около 70 млрд руб., при этом его бюджет составляет 22 млрд руб., а долг — 4,9 млрд руб. КПРФ предложила передать муниципалитетам ряд налоговых поступлений: налог на прибыль организаций, по ставке 2%; не менее 10% отчислений от налога на имущество организаций; 100% от налога по упрощенной схеме налогообложения, увеличение гарантированной федеральным законодательством доли налога на доходы физических лиц, поступающей в бюджеты муниципальных образований Российской Федерации, до 20–25%; отмену льгот по уплате земельного налога и налога на имущество физических лиц, установленных на федеральном уровне.
Как указано в ответе кабинета министров, согласно указу президента от 7 мая 2012 года местные бюджеты получили ряд дополнительных доходов, а общий объем дополнительных поступлений налоговых и неналоговых доходов в местные бюджеты составил за период 2013–2015 годов 81,3 млрд руб., в том числе за 2013 год — 3 млрд руб., за 2014 год — 28,8 млрд руб., за 2015 год — 49,5 млрд руб., что составляет соответственно 0,2%, 2,3% и 3,9% к объему налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов, поясняют в правительстве.
В кабинете министров уверены, что «местные бюджеты исполняются достаточно стабильно». «За период 2006–2015 годов наблюдается рост доходов местных бюджетов (в 2,3 раза с 1512,4 млрд руб. до 3497,1 млрд руб.), собственных доходов местных бюджетов (в 2,1 раза с 1075,5 млрд руб. до 2258,4 млрд руб.), налоговых доходов местных бюджетов (в 2,1 раза с 465,6 млрд руб. до 999,3 млрд руб.), неналоговых доходов (в 2 раза с 136,2 млрд руб. до 279,1 млрд руб.) с одновременным увеличением объема дотаций (в 1,2 раза с 250,4 млрд руб. до 303 млрд руб.)»,— заверяют в правительстве.
Чиновники заявляют, что схема распределения налоговых поступлений, которую предлагают депутаты, приведет к выпадению доходов федерального бюджета в объеме 234,0 млрд руб. и бюджетов субъектов Российской Федерации в объеме 244,0 млрд руб. «При этом источник компенсации выпадающих доходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации не определен»,— поясняют в правительстве. Отмену льгот чиновники также считают нецелесообразной: она «может привести к социальной напряженности в обществе (например, отмена налоговых льгот для инвалидов, пенсионеров, религиозных организаций) либо к увеличению расходных обязательств федерального бюджета (например, отмена налоговых льгот для учреждений уголовно-исполнительной системы)».
«Федеральный центр не хочет передавать автономию, сохраняет иерархическую вертикальную систему. В 2013 году в своем послании президент говорил о расширении полномочий муниципалитетов и расширении их доходной базы, однако база сократилась, а полномочия были сокращены — это доходные распределение земель и градостроительство, ушедшие на региональный уровень. Сейчас муниципалитетам не хватает даже на исполнение урезанного набора полномочий, о развитии речи не идет. Но как, например, развивать малый бизнес из центра?» — заявил “Ъ” политолог Николай Миронов.