«Русал» обожжется в Волгограде

Волгоградский алюминиевый завод заявляет о расширении производства

Волгоградский завод «Русал» намерен к 2018 году запустить производство обожженных анодных блоков. Компания уже приступила к реализации проекта стоимостью свыше 8 млрд руб. «Русал» планирует производить на волгоградском заводе свыше 100 тыс. тонн анодов ежегодно и вытеснить с рынка аналогичную импортную продукцию.

Юрий Моисеев(слева) и Роман Беков уверены, что в случае уступок со стороны энергетиков, волгоградский алюминиевый завод сможет восстановить основное производство за три месяца

Фото: Ярослав Малых, Коммерсантъ

Вице-губернатор Волгоградской области Роман Беков объяснил, что власти помогают заводу в получении господдержки. Эксперты называют проект перспективным, объясняя его потенциальный успех поддержской импортозамещения и удачной логикой долгосрочного развития компании.

Директор Волгоградского алюминиевого завода (ВгАЗ) Юрий Моисеев рассказал, что в 2018 году на предприятии заработает новое производство по выпуску обожженных анодов. Завод сможет выпускать до 104 тыс тонн такой продукции ежегодно. Отметим, что сейчас обожженные аноды выпускают «Энергопром» (входит в группу «Ренова») и Саяногорский алюминиевый завод «Русал», однако около 35 % потребности российского рынка сейчас покрывается за счет импорта.

Инвестиционный проект завод согласовал внутри компании, на данный момент ВгАЗ завершил подготовку площадки под новое производство в закрытом ранее электролизном цехе. Кроме того, по словам Юрия Моисеева, уже заключены контракты на поставку 90 % оборудования, которое будет установлено в ходе создания производства. Стоимость проекта — $127,9 млн, в том числе $76,9 млн, по словам господина Моисеева, «Русал» вложит из собственных средств. В компании прогнозируют, что проект окупится примерно за 8 лет. Напомним, осенью 2013 года «Русал» из-за падения мировых цен на алюминий и высокой стоимости электроэнергии (более 50 % в цене готовой продукции) принял решение о консервации основного (электролизного) производства на ВгАЗе. Численность сотрудников была сокращена втрое — с 1,5 тыс. до примерно 500 человек. Волгоградский завод стал специализироваться на переработке привозных слитков — ВгАЗ расширил производство литья, порошковой металлургии и анодной массы. В 2014 году завод выпустил продукции на 5 млрд рублей, а в 2015 году более чем на 7 млрд, показатели рентабельности не разглашаются.

«Горизонт планирования для столь масштабного проекта довольно небольшой, — заключил директор инвестиционно-банковского департамента QBF Дмитрий Кипа, — сейчас цены на сырье у минимальных значений, однако в долгосрочной перспективе цены на алюминий и продукцию постепенно будут увеличиваться, в основном за счет увеличения спроса со стороны стран Юго-Восточной Азии. «Русал», как и другие гиганты сырьевого рынка, вынужден постоянно решать две задачи одновременно: снижения нагрузки и формирования мощностей, которые позволят в будущем генерировать существенные денежные потоки».

«Проект ВгАЗа можно с полным основанием назвать импортозамещающим, — отмечает заместитель главного редактора журнала „Металлоснабжение и сбыт“ Леонид Хазанов. — Кстати, было бы неплохо, если в перспективе волгоградский завод наладил бы на своих мощностях выпуск плоских алюминиевых слитков. Относительно недалеко от него находятся два завода, которые используют в своем технологическом цикле именно такие — это „Алкоа СМЗ“ (Самара) и „Алюминий Металлург Рус“ (Белая Калитва, Ростовская область), соответственно, им может быть интересно их получать не из Сибири, а из Волгограда».

Вице-губернатор Волгоградской области Роман Беков пояснил, что региональные власти поддерживают ВгАЗ и способствуют ему в получении льготного кредитования (по ставке 5 % годовых) от Фонда развития промышленности — при консультационном участии обладминистрации заявка предприятия вышла в финальный, третий, этап конкурса. Ожидается, что на льготных условиях ВгАЗ сможет получить не меньше 300 млн рублей кредита. Как отметил Роман Беков, несмотря на сложные экономические условия, «Русал» в 2014–2015 годах инвестировал в волгоградский завод более 2 млрд рублей. Он также подчеркнул, что власти во главе с губернатором Андреем Бочаровым продолжают отстаивать на федеральном уровне идею отдельного тарифного решения для ВгАЗ, которое позволило бы заводу возобновить электролизное производство (с восстановлением не менее 1 тыс. рабочих мест). Сейчас завод покупает электроэнергию по 2,44 рубля, по словам Юрия Моисеева, при цене в 1 руб 44 копейки, основное производство можно расконсервировать. «Мы предлагаем установить тариф, привязанный к цене алюминия на Лондонской бирже, — пояснил Роман Беков, — переговоры и согласования идут еженедельно, но это непростой процесс».

Ярослав Малых

Вся лента