Состав выступления
Сборная России перед Олимпиадой избежала новых потерь
На открывающихся сегодня Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро сборная России выступит в составе, который, конечно, далек от оптимального, но все-таки выглядит вполне боевым. История с оформлением допуска спортсменов на Олимпиаду завершилась для нее относительно благополучно. Международный олимпийский комитет (МОК), который ранее уже поддержал Россию, отказавшись применять к ней крайнюю санкцию за масштабные допинговые нарушения в виде коллективной дисквалификации, помог ей еще раз. Специальная комиссия МОК не стала придираться к отфильтрованным международными спортивными федерациями кандидатурам российских спортсменов: все они получили допуск к выступлениям в Рио. Более того, допуск получили даже не прошедшие фильтр лидеры мужской сборной по плаванию Владимир Морозов и Никита Лобинцев.
Последние часы перед сегодняшней торжественной церемонией открытия бразильской Олимпиады получились крайне напряженными для всей российской делегации. Именно в четверг решалось, в каком составе она, уже и так сильно потрепанная скандалом, который связан с предолимпийской публикацией доклада независимой комиссии Всемирного антидопингового агентства (WADA), выступит на ней. А количественные и качественные параметры этого состава зависели в первую очередь от двух структур.
Одна благодаря России перекрыла собственное достижение. Спортивный арбитражный суд (CAS), открывший в олимпийской столице сразу два офиса, на предыдущей летней Олимпиаде, в Лондоне четыре года назад, был вынужден разбираться с 11 исками — и это был на тот момент безусловный рекорд. В Бразилии он оказался побит еще до церемонии открытия. CAS вчера отрапортовал, что к нему поступило 18 апелляций. Большинство — 11, то есть столько же, сколько в общей сложности было в Лондоне,— естественно, от отстраненных от участия в Олимпиаде российских спортсменов и российских спортивных федераций, желающих восстановить статус.
Другая инстанция — комиссия из трех членов Международного олимпийского комитета: Хуана Антонио Самаранча, Клаудии Бокель и Угура Эрденера. Ее задачей являлось утверждение кандидатуры каждого миновавшего фильтр CAS и международной спортивной федерации атлета. Прогнозы насчет итогов ее работы были разными.
Пожалуй, ни одной стране в истории Олимпиад не посвящалось такого количества новостей, сколько посвящалось вчера России. Ни про одну они не шли настолько плотным потоком. Новости касались в основном, конечно, исков и утверждения заявочных списков.
Еще поздно вечером в среду среди них стали преобладать более или менее позитивные. Благодаря Международной федерации парусного спорта, например, выяснилось, что МОК вроде бы чуточку смягчил критерии для допуска российских спортсменов. Если раньше он требовал автоматически вычеркивать тех, кто упомянут в докладе независимой комиссии WADA в контексте допинговых нарушений, то теперь скорректировал позицию: можно не вычеркивать тех, чья фамилия напрямую не связана именно с положительной пробой.
И президент Олимпийского комитета России (ОКР) Александр Жуков перед церемонией поднятия в Олимпийской деревне российского флага говорил, что идет на нее с "радостным чувством", несмотря на то что комиссия из трех членов МОК еще вовсю рассматривала поступившие из разных видов спорта списки, "выверяла позиции". Господин Жуков, похоже, предполагал, что возможны приятные сюрпризы — скажем, включение в заявку пловцов Владимира Морозова и Никиты Лобинцева, обращавшихся в CAS и добившихся удовлетворения апелляции.
Вскоре российский состав, проанализированный тройкой от МОК, и в самом деле стал оформляться. Известия о благополучном исходе рассмотрения заявок в комиссии МОК поступали одно за другим. В полном составе до Олимпиады допустили боксеров, ватерполисток, гандболисток, лучников, прыгунов в воду, синхронисток, дзюдоистов, фехтовальщиков, теннисистов (речь о теннисе и большом, и настольном), волейболистов (как классических, так и пляжных), стрелков, яхтсменов, бадминтонистов, конников, гимнастов, гребцов-слаломистов, единственную отечественную элитную гольфистку Марию Баликоеву. Сборная трековиков лишилась Кирилла Свешникова, Дмитрия Страхова и Дмитрия Соколова, но основные силы, в том числе многократная чемпионка мира Анастасия Войнова, уцелели. С этими сообщениями соседствовали и неприятные — о недопуске тяжелой атлетики, о том, что из всей большой команды по академической гребле в Рио выступят лишь шесть человек. Но они-то как раз были ожидаемыми. В этих видах с реальными надеждами на перелом, кажется, стоило распрощаться гораздо раньше.
Зато действительно сбылись прогнозы насчет апеллировавших в CAS пловцов Владимира Морозова и Никиты Лобинцева. МОК вчера выпустил пресс-релиз, в котором говорилось о том, что оба могут выступить в Рио. Такого же решения, правда, к вечеру не было принято по главной российской плавательной звезде — лучшей брассистке мира Юлии Ефимовой, чей иск еще рассматривался в арбитраже, но включение в состав Морозова и Лобинцева — уже неплохое событие для российской команды, фактически победа. С ними, призерами предыдущих Олимпиад, она может оказаться достаточно мощной и на индивидуальных кролевых дистанциях, и в эстафетах.
Потом было объявлено, что допуск оформлен для 16 российских борцов. Это означает, что в варианте, зафиксированном комиссией МОК, все же не нашлось места для двукратного чемпиона мира — вольника Виктора Лебедева. Но и по нему, как и по Ефимовой, также имеющей в карьере положительную допинг-пробу (причем у Лебедева она очень давняя), какая-то надежда сохранялась. Во всяком случае президент Федерации спортивной борьбы России Михаил Мамиашвили сказал, что решение относительно Лебедева "будет принято позднее".
Подводя предварительные итоги "заявочной кампании", Александр Жуков оценил численность российской делегации в 271 спортсмена. Это все равно гораздо меньше, чем планировалось выставить в Рио: в заявке, утвержденной исполкомом ОКР в конце июля, значилось 387 фамилий. И потери сборная России, невзирая на успехи в CAS и лояльное отношение комиссии МОК, все равно понесла чувствительные. Допинговый кризис лишил ее практически всей легкоатлетической команды, всей команды тяжелоатлетов и еще приблизительно дюжины потенциальных медалистов из других видов. Однако этот самый случай, когда и таким потерям можно радоваться. Не исключен был вариант, при котором они выглядели бы куда солиднее, а сборная России впервые оказалась бы абсолютно неконкурентоспособной на летней Олимпиаде. Сейчас же большинство букмекерских контор уверено, что она в состоянии хотя бы навязать борьбу британцам за место в топ-тройке медального зачета.
Впрочем, считать, что допинговый кризис на формировании олимпийского состава России для нее завершился, все-таки, видимо, нельзя. Президент МОК Томас Бах, комментируя вчера работу специальной комиссии головного спортивного ведомства, напомнил, что во вторник, в первый день его очередной сессии, члены комитета потребовали "пересмотреть всю систему борьбы с допингом". Но вчера риторика господина Баха несколько отличалась от вторничной. На сессии МОК и Томас Бах, и его коллеги жестоко критиковали WADA за "неэффективность" и "непрозрачность". Вчера же господин Бах рассказал, что его организация, "улучшая систему борьбы с допингом", будет "более тесно" сотрудничать с главной антидопинговой структурой. Он также пообещал "помощь Ричарду Макларену и в дальнейшем". Именно господин Макларен руководил комиссией WADA, отчет которой с содержащимися данными о якобы существовавшей в России системе поощрения и сокрытия допинговых нарушений чуть было не оставил ее без Олимпиады в Рио или как минимум без реальных шансов на хорошее выступление на ней.