"Пока мы только наблюдаем бесконечное количество попыток что-либо исправить"
Прямая речь
Антон Тарасов, заместитель генерального директора компании "Арасар":
— За семь лет, что существует саморегулирование в строительстве, участникам рынка стало очевидно: система СРО хороша по своей задумке, но ее срочно нужно реформировать. Вспомним, что система СРО появилась в качестве замены не оправдавшей себя схемы с лицензированием, поскольку на деле лицензии продавались и покупались кем угодно. Саморегулирование было призвано избавить отрасль от подозрительных игроков — понадобилось предоставлять множество документов и подтверждений права заниматься строительной деятельностью. Например, подтверждение по парку техники, сертификаты, информацию по специалистам. Однако прошло совсем немного времени — и коммерческие взаимоотношения проникли и в эту систему.
Ихлас Язбердиев, юрист Eterna Law:
— На данный момент институт саморегулирования вряд ли имеет какую-либо альтернативу. В этом нет необходимости (тем более если говорить о возращении к лицензированию), и об этом свидетельствует позиция власти, внесенные поправки. Но данная система будет продолжать реформироваться. Основной минус сегодня — отсутствие развитой системы страхования в строительной сфере. Страховые компании, как заявляет руководство Национального объединения строителей, неспособны обеспечить страхование всех рисков в строительной сфере. Но в этом вопросе уже появляются зачатки: на Госсовете была выдвинута идея создания государственного компенсационного фонда. По прогнозам руководства НОСТРОЙ, в России эта ситуация со страхованием, в частности в долевом строительстве, изменится через пять-семь лет.
Василий Шарапов, юрист девелоперской компании "Сити XXI век":
— В случае возврата к лицензированию властям придется признать фактическое фиаско реформы, направленной на создание СРО. Этот сценарий все-таки маловероятен, хотя в условиях усиления в последние годы доминирования государства практически во всех сферах экономики, лицензирование сохраняет шанс на реставрацию, так как позволяет властям осуществлять непосредственный контроль за входом предприятий на строительный рынок.
Алексей Сафиоллин, сопредседатель общероссийской общественной организации "Инвестиционная Россия":
— Малый строительный бизнес должен патентоваться, а более крупные организации, претендующие на роль генподрядчика и освоение бюджетных средств, должны получать допуски в СРО и нести ответственность за свои обязательства, в первую очередь — по качеству, надежности и срокам выполнения работ.
Тимур Нигматуллин, финансовый аналитик группы компаний "Финам":
— Несмотря на то, что система саморегулирования в строительстве, по словам чиновников и экспертного сообщества, была сильно дискредитирована за последние годы и нуждается в реформах, я не ожидаю ее отмены. Скорее всего, законодательные органы будут постепенно дорабатывать отраслевое законодательство во избежание шоков для и так испытывающего давление со стороны экономической конъюнктуры рынка строительства.
Сергей Богоутдинов, руководитель проекта ЗАО "БФА-Девелопмент":
— Желание сделать систему саморегулирования более прозрачной, сократить количество объединений и очертить круг ответственных компаний понятно. Но насколько эта мера окажется эффективной, покажет время. Пока мы только наблюдаем бесконечное количество попыток что-либо исправить.