Женщина на слабую долю

"Джульетта" Педро Альмодовара

Премьера кино

Фото: kinopoisk.ru

Каннские недели в российском прокате продолжаются — на этот раз зритель увидит участвовавшую в основном конкурсе "Джульетту", драму о распаде семейных связей от Педро Альмодовара. После серии разочаровывающих картин в его карьере "Джульетта" наконец напоминает об истинном величии испанского режиссера. Надрывное кино в фирменных красках Альмодовара посмотрела ЕЛЕНА КРАВЦУН.

Фильм о чувстве вины, способном разрушить даже самые крепкие отношения, Альмодовар снял, явно вдохновляясь классическими голливудскими мелодрамами. Именно на чувстве вины (матери перед дочерью в случае с "Джульеттой") зачастую строились сюжеты мелодрам, вошедших в мировую историю кино. Достаточно вспомнить пронзительную "Стеллу Даллас" Кинга Видора 1937 года или одну из вершин голливудской мелодрамы "Имитацию жизни" 1959 года. Тема распада семейных связей из-за невозможности изжить тотальное чувство вины становится всепоглощающей в новой картине Альмодовара. Сюжет "Джульетты" базируется на трех рассказах, объединенных одной героиней ("Шанс", "Скоро" и "Молчание"), канадской писательницы Элис Манро, лауреата Нобелевской премии по литературе 2013 года. Альмодовар первоначально намеревался использовать истории в качестве основы для своего первого англоязычного фильма, действие которого происходило бы в Нью-Йорке, но в конце концов остался в Мадриде. Интересно и то, что режиссер хотел, чтобы Джульетту во всех ее возрастах сыграла Мерил Стрип, с которой Альмодовар даже предварительно договорился, но впоследствии отказался и от этой идеи.

Джульетта (Эмма Суарес) — преподаватель литературы, вместе со своим возлюбленным Лоренцо (Дарио Грандинетти) она собирается покинуть Мадрид и переехать жить в Португалию. Однако случай вмешивается в ее, казалось бы, размеренную жизнь. На улице она сталкивается с Беатрис, подругой своей дочери Антии, c которой у Джульетты нет связи уже 12 лет. Девушка рассказывает ей, что видела Антию и даже успела выяснить, что та замужем и у нее трое детей. Всего несколько слов об исчезнувшей дочери побуждают Джульетту разорвать отношения с Лоренцо и, хочется думать, вновь отправиться на поиски дочери. Но вместо этого она садится за написание автобиографии в форме длинного слезливого письма Антии. В итоге "Джульетта" оборачивается несостоявшимся роуд-муви, где героиня вместо реальных попыток найти дочь путешествует по волнам своей памяти, а с ней и Альмодовар — по своей. Вот она, молодая и задорная (Джульетту в молодости играет другая актриса — Адриана Угарте), едет в поезде и знакомится с будущим отцом своего ребенка, привлекательным женатым рыбаком Хуаном, однако их встреча омрачается самоубийством случайного соседа по купе Джульетты, которому она постыдилась уделить внимание. Это выразительное происшествие впервые рождает в душе героини комплекс вины, с него начинаются ее отношения с Хуаном и им же закончатся: после их ссоры он выйдет в бушующее море и уже не вернется.

Помимо психологического исследования чувства вины, постепенно превращающегося в наваждение, Альмодовар в своем фильме пытается столкнуть старый и новый миры. Молодость Джульетты приходится на 1980-е годы, демонтаж франкизма в Испании уже состоялся, страна постепенно приобретала современный облик, каждый мог открыть себя заново. В 1977 году прошли первые парламентские выборы с участием женщин, а только в следующем году измена жены и использование противозачаточных средств перестают рассматриваться в Гражданском кодексе как уголовное преступление. Джульетта у Альмодовара выглядит настоящей эмансипе, после рождения ребенка она всерьез думает вернуться к собственной карьере. За что экономка Хуана Мириам, олицетворение мира старого, ее строго отчитывает: "Профессия женщины — ее семья. Если ты хочешь ее сохранить, лучшее, что ты можешь сделать, это остаться дома". "Как бы не так",— отвечает Джульетта, и провидение тут же наказывает ее роковой утратой, оборачивающейся крахом ее семьи. Значит ли это, что Альмодовар, всегда воспевавший женщин, самодостаточных и сильных, вдруг стал сторонником консервативных взглядов? В ряду всех его героинь Джульетта действительно выглядит самой потерянной. Это в значительной степени перекликается и с настроением самого режиссера, которого современный мир и нынешняя Испания скорее пугают.

После серии разочаровывающих фильмов ("Разомкнутые объятия", "Кожа, в которой я живу" и неловкая комедия "Я очень возбужден") Альмодовар вернулся с нежным камерным кино. И хотя он все еще не на пике своего дара, в "Джульетте" присутствуют все особенности его стиля — игра с цветом и фактурой, рельефные женские образы. При этом режиссер не стремится к зрелищности, в значительной степени погубившей его последние картины. Это тихая, эмоциональная, растерянная лента с открытым финалом похожа на уютное одеяло, сотканное из воспоминаний, в которое сам Альмодовар кутается, лишь бы не замечать произошедших изменений.

Вся лента