Пушкинский музей прирос Тарусой
Мастерская художника-нонконформиста Эдуарда Штейнберга передана в распоряжение ГМИИ
На торжественной церемонии в Тарусе вчера вдова известного художника-нонконформиста Эдуарда Штейнберга Галина Маневич и директор ГМИИ имени Пушкина Марина Лошак объявили о переходе мастерской Штейнберга под крыло музея. Мастерская, построенная в 2001 году, станет резиденцией для современных художников и местом проведения летней школы Клуба юных искусствоведов при Пушкинском музее.
Эдуард Штейнберг (1937–2012) известен как художник-нонконформист, представлявший в 1970-е годы метафизическую линию московского андерграунда в противовес рационализму и языковым играм московских концептуалистов. С начала 1970-х Штейнберг вступает в заочный диалог с Казимиром Малевичем и наполняет супрематические формы новым — мистическим и духовидческим — содержанием. Линия абстрактного символизма, к которой помимо Штейнберга принадлежал Михаил Шварцман и другие художники, оказалась менее популярной, чем концептуализм и соц-арт. Тем не менее Штейнберг выставлялся в отечественных и европейских музеях и галереях, на международных ярмарках современного искусства все еще попадаются его работы. В обмен на дальний форпост Пушкинский будет работать над каталогом-резоне художника и устроит ежегодную научную конференцию, посвященную его творчеству и художественной жизни в Тарусе.
На первый взгляд это неоднозначный актив для музея. Мастерская не является памятником архитектуры. Кроме того, на двух этажах дома не так уж много места. Так что музеем скорее руководило желание символически вписаться в историю Тарусы — скромного города-курорта на Оке, давно связанного с разнообразными культурными инициативами,— интеллигентского дачного анклава с историей богатой, но не очень-то охраняемой местной администрацией. Есть и сюжеты, напрямую связанные с Пушкинским: с 1891 года в Тарусе снимал дачу Иван Цветаев, основатель Музея изящных искусств. В городе есть музей семьи Цветаевых — дача с постоянной экспозицией личных вещей и документов.
Жизнь Эдуарда Штейнберга, однако, была связана с Тарусой по другой линии. Художник в конце 1950-х участвовал в насыщенной художественной жизни с выставками и диспутами, сформировавшейся вокруг писателя Константина Паустовского. Этот исторический отрезок дачной Тарусы известен в основном по воспоминаниям художников и поэтов-шестидесятников. Не будучи фактически центром художественной жизни или оттепельных экспериментов, Таруса все же стала местом встречи и взаимодействия для многих нонконформистов. Именно эту историю и планирует изучать Пушкинский, хотя сам период 1960-х представлен в музее крайне фрагментарно — можно вспомнить разве что собрание вещей и полотен Дмитрия Краснопевцева в Отделе личных коллекций ГМИИ.
Параллельно с передачей мастерской в Тарусской картинной галерее открылась выставка «Москва—Таруса», посвященная художникам-дачникам разных поколений. Среди них — театральный художник Борис Мессерер с портретом супруги поэтессы Беллы Ахмадулиной, Ирина Старженецкая и другие менее известные авторы. Галерея также открыла постоянную экспозицию работ Эдуарда Штейнберга, переданных в дар Галиной Маневич. Судя по качеству временных и постоянных экспозиций, галерея пока не сможет стать полноправным партнером ГМИИ: это очень локальная институция, не обладающая ресурсом для осмысления местной художественной среды. За последние годы с галереей связано одно громкое происшествие уголовного характера. Прошлым летом из галереи вынесли три картины — кисти Василия Поленова, Ивана Айвазовского и неизвестного европейского художника. Эта кража стала одним из аргументов в борьбе российских музейщиков против сокращения охраны в федеральных музеях.