Шашечки впишут в выделенную полосу
КоАП правят в интересах таксистов
В Госдуму внесены поправки к КоАП, запрещающие штрафовать водителей такси, скорой помощи и школьных автобусов за выезд на выделенную полосу. Их право выезжать на выделенки закреплено в Правилах дорожного движения, однако из-за специфики работы системы автоматической фиксации нарушений штрафы все равно выписываются. Речь идет об иногородних таксомоторах и спецмашинах. Авторы законопроекта намерены защитить права граждан, которым приходится из-за этого опротестовывать штрафы в суде.
Зампред фракции ЛДПР в Госдуме Ярослав Нилов внес в парламент проект поправок к ст. 12.17 КоАП РФ. В текущей редакции статьи сказано, что выезд на полосу, предназначенную для движения маршрутных транспортных средств, карается штрафом 3 тыс. руб. в Москве и Санкт-Петербурге и 1,5 тыс. руб.— в остальных российских городах. Господин Нилов предложил добавить примечание: штрафы не могут выписываться владельцам такси, машин скорой помощи, оперативных служб или школьных автобусов.
Как пояснил "Ъ" господин Нилов, упомянутые транспортные средства имеют право на проезд по выделенным полосам, что закреплено Правилами дорожного движения. Тем не менее ряд водителей штрафные постановления все равно получают. Речь идет о таксомоторах, приезжающих в Москву из соседних регионов. Оспаривая нарушения, водителям приходится обращаться в суды, говорит депутат, которые отменяют постановления как незаконные. Закрепление запрета на применение штрафа в КоАП РФ позволить "устранить произвольное толкование норм ст. 12.17 КоАП", говорит господин Нилов, что существенно сократит количество судебных тяжб, а также защитит законные права и интересы участников дорожного движения.
Зампред межрегионального профсоюза работников общественного транспорта "Таксист" Андрей Попков поддержал инициативу. Он пояснил, что проблема связана, в частности, "с отсутствием информационного взаимодействия": столичное УГИБДД и департамент транспорта получают списки номеров машин, получивших разрешения на работу такси от властей других регионов. Таким образом система фотовидеофиксации "узнает", что тот или иной автомобиль может выезжать на выделенную полосу. На самом деле информация из региона в Москву поступает не сразу, водители получают штрафы, а для обжалования им приходится преодолевать значительные расстояния и тратить время.
Острее всего проблема коснулась таксистов Московской области, регулярно обслуживающих клиентов-москвичей (в области зарегистрировано 82 тыс. такси, в Москве — 62 тыс. машин). Подмосковный минтранс должен оперативно передавать столичным властям информацию о выданных в регионе разрешениях, пояснили "Ъ" в столичном департаменте транспорта. Областное ведомство при этом публикует списки госномеров таксомоторов в открытом доступе на своем сайте. Глава министерства Михаил Олейник уже заявил, что в ближайшее время проведет встречу с УГИБДД Москвы, чтобы наладить способ передачи данных. "Нам известно о существующей проблеме,— заявили "Ъ" в пресс-службе департамента транспорта Москвы.— Мы готовы оказать полное содействие министерству транспорта Московской области в случае необходимости".
Проблему с присутствием машин скорой помощи на выделенных полосах в ГИБДД РФ признают, но уточняют, что штрафы им выписываются все же "в редких случаях". Опрошенные "Ъ" водители скорой подтвердили, что таких случаев немного. Так, к примеру, инспектор, анализируя фотографии с камер, мог не увидеть включенный спецсигнал на машине скорой помощи (обязательное условие для отступления от правил) и вынести штрафное постановление, говорят в Госавтоинспекции. "Представители экстренных служб будут освобождены от ответственности при обжаловании постановления в случае подтверждения выполнения неотложных действий, связанных с профессиональной деятельностью (представив карточку вызова скорой помощи.— "Ъ")",— пояснили в Госавтоинспекции. Механизм обжалования, рассказали в ведомстве, "уже отлажен и реализуется на всей территории РФ".