Мусор не примет земля
За запрет захоронения отходов с 2017 года ответят регионы
Ответственность за реализацию запрета на захоронение перерабатываемых бытовых отходов, который правительство начнет частично вводить с 2017 года, фактически целиком ляжет на коммунальные предприятия. При этом на начало августа 2016 года ни один регион не утвердил территориальную схему обращения с отходами, при том что работа эта должна быть полностью закончена к 26 сентября.
На совещании в Минприроды 3 августа чиновники напомнили регионам о запрете с 2017 года захоронения перерабатываемых отходов и оценили готовность субъектов РФ к запуску системы управления ими. «Перечень таких видов отходов устанавливается правительством», — цитирует Минприроды министра Сергея Донского. По данным „Ъ“, проект постановления правительства об этом на этой неделе должен уйти на согласование в заинтересованные ведомства, а вступить в силу оно должно до конца года. В Минприроды пояснили, что с 2017 года запрет будет распространяться на шины, металлы, стекло, бумагу, картон, пластик и, вероятнее всего, электротехнику — разработчики документа исходят из того, что мощности для их переработки уже существуют. Документ также будет содержать сроки запретов захоронения и других видов вторичных ресурсов. «Это создаст замкнутые циклы в обращении с отходами, исключая захоронение», — считают в ведомстве.
По принятым правительством нормативам с 2017 года должно перерабатываться 20% картона и бумаги, 20% шин и покрышек, 30% металлической тары, 15% отходов нефтепродуктов и аккумуляторов, 10% стекла, бутылок из пластмассы и отходов типографий и 5% электроники. «Нормативы действуют для производителей и импортеров. Ответственность за полный запрет захоронения ложится на коммунальные предприятия», — говорят в Минприроды, отмечая, что регионы должны были подготовиться.
Однако, как выяснилось на совещании, на 1 августа ни один регион не утвердил территориальную схему обращения с отходами с указанием наличия и планов строительства инфраструктуры. Хотя все схемы должны быть готовы к 26 сентября, только девять регионов представили их в Росприроднадзор, сообщают в Общественной палате (ОП). Согласованы лишь пять схем: Воронежской, Тюменской и Ростовской областей, ЯНАО и Москвы, остальные либо дорабатываются, либо находятся на рассмотрении. В десяти регионах успели лишь объявить о проведении конкурса по выбору разработчика, в 11 только готовятся к его проведению, а в трех регионах (в Северной Осетии, Крыму и Севастополе) их еще даже не начали делать.
По мнению главы комиссии ОП РФ по экологии Сергея Чернина, 50 регионов не успеют утвердить документы в срок. Он отмечает низкое качество многих схем, объясняя это нехваткой разработчиков и занижением стоимости разработки на региональных аукционах. «Зачастую конкурсы выигрывают компании, которые демпингуют, но не всегда имеют опыт, чтобы справиться с задачей. Многое свидетельствует о том, что фундамент будет „кривым“, что приведет к появлению недозагруженных мощностей и потере миллиардов рублей бюджетных средств. Даже концессионные деньги при недозагруженности перерабатывающих предприятий будут компенсироваться из региональных бюджетов», — считает он.
По словам заместителя главы Минстроя Андрея Чибиса, в 2016 году планируется запуск раздельного сбора отходов в Республике Алтай, Липецкой, Нижегородской, Белгородской, Волгоградской, Томской, Кировской областях и Татарстане. Сославшись на экспертные оценки, он сообщил, что за счет этого доля отходов, направляемая на переработку, может вырасти до 25-30% за десять лет. В такой ситуации самым простым способом решения проблемы запрета захоронения, вероятнее всего, станет сжигание, хотя, по данным „Ъ“, его поддержка за счет рынка мощности и высоких коммунальных тарифов для населения (в том числе в Подмосковье) пока не согласована Кремлем (см. „Ъ“ от 14 июля).
Непонятно пока, кто и в каком объеме будет финансировать инфраструктуру по переработке отходов, даже несмотря на наличие концессий в некоторых регионах. В июне 2016 года Сергей Донской оценивал необходимость инвестиций в 150 млрд руб. в ближайшие три года, отмечая, что, по данным Росстата, их необходимо в десять раз больше. При этом оценка суммы поступлений от экосбора, который должен будет уплачиваться в региональные бюджеты компаниями и импортерами, отказавшимися брать ответственность за управление своими отходами, постоянно снижается. Если в июне господин Донской оценивал ее в 6,5 млрд руб. в 2017 году и до 30 млрд руб. позднее, то 3 августа он говорил о «не менее чем 1 млрд руб.». «Сумму 30 млрд руб. называли в Минфине, где изначально расценивали экосбор как доходы, тогда как мы его рассматриваем в качестве мотивационного платежа. 1 млрд руб. — это сегодняшняя консервативная оценка нашего департамента экономики», — пояснили в Минприроды.