«Приоритет — выход на докризисный уровень»

Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган встретились в Санкт-Петербурге

Президенты России и Турции сегодня провели первые переговоры после резкого ухудшения отношений в ноябре 2015 года, когда турецкий истребитель сбил российский бомбардировщик СУ-24М, выполнявший боевую задачу на севере Сирии. Как заявили лидеры обеих стран, в настоящее время Москва и Анкара заинтересованы в восстановлении диалога и сотрудничества. Однако одну из самых важных политических тем сегодняшней встречи — сирийское урегулирование — Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган оставили на потом, пообещав обсудить ее после пресс-конференции.

Президент России Владимир Путин и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган

Фото: Дмитрий Азаров, Коммерсантъ

«Мы с вами хорошо знаем, что за предыдущие годы уровень и характер отношений между нашими странами достиг беспрецедентно высокого уровня и качества,— сказал президент России Владимир Путин, приветствуя своего турецкого коллегу Реджепа Тайипа Эрдогана в Санкт-Петербурге.— Однако после известной трагедии, в результате которой погибли наши военнослужащие в ноябре прошлого года, они скатились на очень низкий уровень, деградировали. Вместе с тем ваш сегодняшний визит, несмотря на очень сложную внутриполитическую ситуацию в Турции, говорит о том, что мы все хотим возобновления нашего диалога, восстановления отношений во имя интересов народов Турции и России».

Реджеп Тайип Эрдоган в свою очередь назвал российского президента «дорогим другом» и поблагодарил за звонок со словами поддержки 17 июля — на следующий день после попытки государственного переворота в Турции. По словам господина Эрдогана, это имело «большое психологическое значение».

Как было анонсировано ранее, переговоры между представителями Москвы и Анкары прошли в узком и расширенном формате. Во встрече в узком составе, которая продолжалась два часа, кроме президентов двух стран участвовали министры иностранных дел Сергей Лавров и Мевлют Чавушоглу, а также помощник Владимира Путина Юрий Ушаков и заместитель генсекретаря аппарата президента Турции Ибрагим Калын. Позднее к ним присоединились другие члены делегаций. С российской стороны это были начальник генштаба Валерий Герасимов, спецпредставитель президента по сирийскому урегулированию Александр Лаврентьев, председатель «Газпрома» Алексей Миллер, министры энергетики, транспорта и экономического развития — Александр Новак, Максим Соколов и Алексей Улюкаев, а также посол РФ в Турции Андрей Карлов. Турецкая расширенная делегация оказалась больше: в нее вошли вице-премьер Мехмет Шимшек, глава национальной разведывательной организации Хакан Фидан, глава департамента по оборонной промышленности минобороны Турции Исмаил Демир, зампредседателя правящей Партии справедливости и развития Мехди Экер, посол Турции в РФ Умит Ярдым, а также министр экономики Нихат Зейбекчи, министр энергетики Берат Албайрак, министр продовольствия, сельского хозяйства и животноводства Фарук Челик, министр культуры и туризма Наби Авджи, министр спорта Ахмет Арслан.

«Приоритет — выход на докризисный уровень двустороннего сотрудничества. И это действительно насущная задача»,— сказал по итогам переговоров президент России. «Мы намерены развивать сотрудничество в сфере оборонной промышленности»,— заявил в свою очередь господин Эрдоган, добавив, что надеется на «восстановление оси дружбы между Анкарой и Москвой».

Одна из наиболее важных политических тем, которые должны обсудить Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган в течение сегодняшнего дня,— это ситуация в Сирии. «Всем известно, что наши взгляды на этом направлении далеко не всегда совпадали»,— сказал российский президент, добавив, что общие решения по этому вопросу все же возможны «хотя бы потому, что у нас есть общая цель урегулирования сирийского кризиса». «Мы исходим из того, что демократические преобразования могут быть достигнуты только демократическими средствами»,— также заявил Владимир Путин. Впрочем в ходе уже минувшего этапа переговоров обсудить этот вопрос президенты двух стран не успели. «После пресс-конференции мы намерены его обсудить, рассмотреть всесторонне»,— сказал турецкий президент.




Почему Москва рассчитывает стать лидером региональной интеграции

Президент РФ Владимир Путин 8 августа посетил Баку с визитом, главным событием которого станет первый в истории трехсторонний саммит лидеров России, Азербайджана и Ирана. Переговоры в Баку, на которых будут обсуждаться планы создания транспортного коридора «Север—Юг» и другие стратегические инвестиционные проекты, станут частью большого дипломатического марафона в Евразии. На следующий день Владимир Путин провел в Санкт-Петербурге встречу с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом — первую после завершения кризиса в отношениях двух стран, за которой последует визит в Москву президента Армении Сержа Саргсяна. Читайте подробнее

Как конфликт с Западом подталкивает Анкару к сближению с Москвой

Президент Реджеп Тайип Эрдоган в августе в крайне жесткой форме пресек попытки представителей ЕС поднять вопрос о нарушениях прав человека в Турции после подавления путча. А глава МИД Мевлют Чавушоглу выдвинул Брюсселю ультиматум: если до середины октября ЕС не предоставит Анкаре безвизовый режим, соглашение по беженцам может быть расторгнуто. На этом фоне турецкие официальные лица обвинили Вашингтон в поддержке живущего в США проповедника Фетхуллаха Гюлена, объявленного организатором попытки переворота. В условиях все более острого противостояния с Западом турецкий лидер пытается разыграть российскую карту, чтобы ослабить давление со стороны США и ЕС и избежать внешней изоляции. Читайте подробнее

Как в отношениях Турции и России наступили кардинальные извинения

В российско-турецких отношениях в июне произошло событие, которого Москва ждала с 24 ноября 2015 года, когда в небе над Сирией был сбит бомбардировщик Су-24. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган направил Владимиру Путину письмо, в котором извинился за гибель пилота Олега Пешкова. В Кремле неоднократно давали понять, что именно извинения, а также компенсация (за уничтоженный самолет и семье летчика) — обязательное условие восстановления диалога с Анкарой. Господин Эрдоган упорно отказывался от извинений, но теперь неожиданно изменил свой подход. Читайте подробнее

Кирилл Кривошеев

Вся лента