Пашни взяли в оборот

Нижегородские депутаты предлагают скорректировать законодательство о сельхозземлях

Нижегородские чиновники и депутаты готовят поправки к действующему федеральному закону об обороте земель сельхозназначения. По данным областного минсельхоза, недавно вступивший в силу документ практически не позволяет региону изымать у собственников неиспользуемые земли из-за постоянной перепродажи участков. Поэтому парламентарии предложили сократить срок изъятия неиспользуемых земель с трех лет до одного года, а также регулярно проводить инвентаризацию сельхозугодий и разрешить распоряжаться неиспользуемыми федеральными землями.

Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ

Результаты мониторинга применения обновленного федерального закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Нижегородской области вчера обсуждались на заседании рабочей группы регионального парламента. Напомним, поправки к предыдущей редакции закона, которые уточняют механизм изъятия неиспользуемых сельхозземель у нерадивых собственников и вовлечения их в оборот, вступили в силу 4 июля этого года. Одно из главных нововведений — сокращение с пяти до трех лет срока, после которого земля может быть признана не используемой по целевому назначению и изъятой. Однако ни предыдущая, ни новая редакция нормативного документа не принесла заметных результатов: по данным регионального минсельхоза, в регионе не используется порядка 550 тыс. га пашни. ­Всего объем земель сельхозназначения в области оценивается в 3 млн га, из которых пахотных земель — 1,8 млн га. По результатам мониторинга только в 21 районе области региональное министерство обнаружило 1750 сельхозугодий площадью около 130 тыс. га, которые собственники не используют по назначению. «Мы пытаемся организовать муниципальный земельный контроль, ищем собственников участков в невостребованной долевой собственности. В этом году мы дополнительно ввели в сельхозоборот 25 тыс. га земель, но этого недостаточно, и есть вопросы по процедуре изъятия неиспользуемых земельных участков», — рассказал первый замминистра сельского хозяйства Нижегородской области Владимир Бархатов. В частности, по его словам, рабочая группа в министерстве инициировала в суде несколько процессов по изъятию у собственников неиспользуемых земельных участков, но получено только два положительных решения, а в пяти случаях суд отказал, так как участки были перепроданы. «Пока тянутся длительные процедуры, земельные участки переводятся другим аффилированным юрлицам, и по закону нам нужно снова выжидать трехлетний срок. Поэтому мы предлагаем связать статус неиспользуемой земли сельхозназначения не с правообладателем, как это происходит сейчас, а с объектом права, то есть с самим земельным участком, чтобы это было обременением земельного участка в том случае, если он продается, и переходило к новому собственнику. Это позволит повлиять на ситуацию», — считает замминистра. Представитель Россельхознадзора по Нижегородской области и Марий Эл предложил пойти дальше и передавать сведения о неиспользуемых участках в Росреестр, чтобы тот накладывал мораторий на осуществление сделок с такими участками: «Мы должны были провести 111 проверок неиспользуемых сельхозугодий, но провели всего 41 — остальные не состоялись из-за смены владельцев участков. Поэтому мы предлагаем с момента издания приказа о проведении проверки налагать запрет на сделки с земельным участком». Кроме того, в управлении Россельхознадзора предложили узаконить возможность проведения проверки сельхозземель по обращению органов госвласти и МСУ. По мнению главы комитета заксобрания по АПК Николая Шкилева, самой действенной мерой может стать сокращение срока изъятия неиспользуемых угодий с трех лет до одного года, что усложнило бы для собственников земли уклонение от надзорных санкций.

Также федеральный закон не решил проблему неиспользуемых сельскохозяйственных земель, находящихся в федеральной собственности. Сейчас их в Нижегородской области насчитывается порядка 20 тыс. га, рассказал вице-спикер регионального парламента Александр Табачников: это прежде всего земли сельхозинститутов, Минобороны и госпредприятий, таких как Росспиртпром. Сейчас распоряжаться такими землями муниципалитеты не могут. «Думаю, если хозсубъект готов возделывать неиспользуемый земельный участок, он должен получать такое право в заявительном порядке», — ­отметил депутат. Кроме того, он предложил законодательно оформить необходимость инвентаризации сельскохозяйственных земель: по его словам, последняя такая инвентаризация проводилась в области в 1989 году. «У нас нет верных исходных данных: какие-то земли с тех пор заболотились, заросли лесом. В основе любых действий должна быть инвентаризационная опись, поэтому в законе нужно прописать процедуру инвентаризации сельхозземель с частотой раз в десять лет, как перепись населения», — считает вице-спикер.

По словам представителей сельхозпредприятий, стоимость расчистки заросших лесом участков велика и не окупается в среднесрочной перспективе, а за неиспользование этих участков по назначению их собственников штрафуют. Поэтому аграрии ждут от государства финансовой поддержки на освобождение земли от деревьев, чтобы вернуть заросшие земли в сельхозоборот, и депутаты предложили направить такое предложение на федеральный уровень. Однако в региональном правительстве сомневаются в том, что инициатива будет одобрена: по словам Владимира Бархатова, стоимость ввода в сельхозоборот 1 га леса стоит около 56 тыс. руб. «Для сравнения, сейчас вся наша несвязанная поддержка сельхозпредприятий на 1 га земли не превышает 500 руб., включая субсидии на обработку почвы и ГСМ. Поэтому надо исходить из возможностей бюджета, тем более что у нас в районах есть много неиспользуемых земель, которые можно ввести в оборот практически без капвложений», — предупредил замминистра.

Самыми сложными держателями земель сельхозназначения представители муниципалитетов назвали банки, которые получили участки в качестве залога по кредитам и для которых такие земли являются непрофильным активом. «Например, у нас средняя стоимость сельхозземель составляет 2 тыс. руб. за гектар, а Росэксимбанк получил участок в залог по стоимости 10 тыс. руб. за гектар и не готов продать его дешевле», — рассказал представитель Тонкинской райадминистрации. Аналогичная ситуация сложилась в Лысковском районе: по словам чиновников, банкиры даже не скрывают, что не собираются продавать землю дешевле заявленной стоимости, чтобы не фиксировать убытки. Кроме того, 75 тыс. га земли в Нижегородской области находилось в уставном капитале санированного регионального Эллипс-банка, который оформил ее по стоимости 100 тыс. руб. за гектар, чтобы получить рефинансирование, а Центробанк, получивший их после санации, не может продать эти участки дешевле заявленной стоимости.

В итоге все предложения депутаты решили собрать в единый документ, который после обсуждения с профильным региональным министерством планируется через центральный аппарат «Единой России» представить руководству страны.

Анна Павлова

Вся лента