Минтруд в поисках идеальной бюрократии
Госслужба ждет профессионалов, но не настаивает на этом
Минтруд подготовил поправки к президентским указам по вопросам государственной службы — ведомство хочет разрешить государству как работодателю учитывать только профессиональный стаж чиновников на должностях, для которых описаны такие квалификационные требования. В остальных случаях стаж госслужащих может включать все рабочие места, где они приобрели "необходимые знания и умения". Эксперты расходятся в оценке документа: он может повысить качество госаппарата, но в ближайшие годы этому будет мешать большое количество кандидатов с еще советским образованием.
Минтруд опубликовал на regulation.gov.ru проект поправок к двум президентским указам — "О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих" и "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы". Как отмечает ведомство, документ призван привести к единообразию терминологию законодательства о госслужбе и ответить на вопросы об исчислении сроков стажа работы потенциальных чиновников: из-за неопределенности понятия "стаж работы по специальности" часто возникают "затруднения при исчислении стажа".
По подготовленному Минтрудом проекту указа, если должностным регламентом для должности предусмотрено требование к специальности, стаж работы кандидатов предлагается исчислять с момента получения ими документов об образовании и квалификации. В остальных случаях Минтруд предлагает "по общему правилу засчитывать в стаж работы по специальности периоды трудовой деятельности, в ходе которых получены знания и умения, необходимые для исполнения должностных обязанностей по должности федеральной гражданской службы". По мнению ведомства, поправки "позволят избежать ситуации, при которой в стаж работы по специальности, направлению подготовки могут быть включены любые периоды трудовой деятельности", что "создает риски некачественного исполнения федеральными государственными гражданскими служащими должностных обязанностей". По мнению ряда экспертов, с которыми "Ъ" неформально обсуждал документ, формулировка "периоды трудовой деятельности, в ходе которых получены знания и умения", допускает чрезмерно расширительное толкование.
Как рассказал "Ъ" профессор Высшей школы экономики Алексей Барабашев, в департамент госполитики в сфере государственной и муниципальной службы Минтруда недавно пришла команда молодых специалистов, и в последние два года "министерство пытается решить проблему неквалифицированных кадров в госуправлении". Он отмечает, что сейчас конкурсные требования к профессиональному образованию чиновников регулярно оспариваются в судах, в частности кандидатами, не имеющими необходимых знаний, но имеющими опыт работы на госслужбе, а Минтруд "пытается заблокировать этот поток". При этом ведомство проводит мягкую политику, занимаясь подготовкой методических рекомендаций для найма специалистов, но не оказывая давления на коллег по правительству. "Минтруд предоставляет им инструменты для найма профессионалов, но если ведомства не указывают профессиональных требований к кандидатам, они могут работать как раньше",— говорит он. Однако, считает эксперт, "рано или поздно им будут заданы вопросы о качестве их кадров".
При этом попытки Минтруда ограничить наем неквалифицированных госслужащих, по мнению господина Барабашева, не конфликтуют с хронической кадровой недоукомплектованностью госорганов. "Нехватка кадров на госслужбе фиксируется на младших должностях, а проект указа ориентирован на подбор специалистов высшего и среднего звена, где как раз высокая конкуренция и необходима расчистка места для профессионалов",— поясняет он.
По оценке эксперта Высшей школы госуправления РАНХиГС Игоря Кокина, цель предложения Минтруда — распространение на госслужбу системы профессиональных стандартов, которые сейчас активно внедряет ведомство. "Де-факто на госслужащих их требования, как и сам Трудовой кодекс, не распространяются, но Минтруд таким образом пытается ввести в квалификационные требования для чиновников наличие у них профессиональных знаний и навыков",— говорит он. Однако, по мнению эксперта, инициативу Минтруда вряд ли можно назвать своевременной. Причина — наличие среди потенциальных госслужащих большого числа людей с еще советским высшим образованием: вводить для них современные требования профессионального образования невозможно, сама специальность "государственное и муниципальное управление" появилась лет 10-15 назад. Эту позицию в спорах кандидатов с работодателями поддерживает и Верховный суд, и поэтому ограничение стажа профессиональными требованиями применительно к чиновникам не будет работать еще 10-20 лет, полагает он.