Субсидии развезут по формуле
Разработаны новые условия поддержки автопрома
Как стало известно "Ъ", меняется механизм распределения квот автопроизводителей по программе госсубсидий на 22,5 млрд руб. на утилизацию и trade-in старых автомобилей. Минпромторг разработал формулу, которая будет учитывать объемы продаж автоконцернов, уровень локализации производства и компонентов. Пока участники рынка в целом довольны, что объем субсидий станет "предсказуемым". В нынешнем виде формула может ухудшить положение корейских Hyundai и Kia, но критерии еще не утверждены.
Минпромторг разработал новый механизм распределения субсидий по программе обновления автопарка (оплата за счет бюджета скидок на новые автомобили при утилизации или сдаче в trade-in старого), рассказали "Ъ" источники в отрасли. По их словам, если раньше субсидии между коммерческим и легковым сегментами делились примерно поровну, то в новой формуле на коммерческий транспорт приходится 44%, а на легковой — 56% господдержки. Она также учитывает объем парка машин в РФ старше десяти лет, долю импорта внутри сегмента, динамику рынка и средневзвешенную цену автомобиля.
В 2016 году, как и в 2015 году, на программу выделено 22,5 млрд руб. Программа обновления автопарка действует с 2014 года, до этого аналогичные субсидии платились в 2010-2011 годах. Но четкой и прозрачной системы распределения госсредств между автоконцернами не было. В Минпромторге рассказывали, что поддержка пропорциональна динамике продаж брендов, а источники "Ъ" утверждали, что субсидии распределялись исходя из доли заводов в общем объеме производства, но де-факто и это соотношение не всегда соблюдалось.
Теперь Минпромторг, по данным "Ъ", предлагает распределять средства между автопроизводителями внутри сегментов, основываясь на объемах продаж с учетом дополнительных коэффициентов.
Во-первых, это локализация производства в РФ, легковой сегмент делится на четыре категории по ее уровню: выше 50%, 40-50%, 30-40% и ниже 30%; грузовой — на две, ниже и выше 80%. Второй критерий — собственное производство или использование крупных узлов, выпущенных в России. Он также учитывает "наличие собственного производства двигателей". Третий фактор — это заключенное автоконцерном с государством соглашение о промсборке. У владельцев "второй промсборки" (более поздние соглашения с жесткими условиями) коэффициент вдвое выше, чем у тех, кто налаживал производство в РФ по "первой промсборке" — с более низкими требованиями к локализации (это Hyundai-Kia, группа ГАЗ, Toyota, Peugeot-Citroen-Mitsubishi), У СП Mazda Sollers, нарушившем соглашение в 2015 году и лишившемся льгот, этот коэффициент равен нулю.
"Ъ" писал о том, что Минпромторг разрабатывает более прозрачные критерии распределения субсидий, 23 марта. Но тогда в министерстве упоминали лишь об одном "бонусном" критерии — за уровень локализации. Сейчас в Минпромторге тему не комментируют. Наибольший уровень локализации сейчас — у альянса Renault-Nissan, в частности за счет партнерства в рамках соглашения с АвтоВАЗом и КамАЗом (в 2014 году он составлял 68%). У Ford Sollers локализация превышает 50%, у Volkswagen — 45%, у завода Hyundai — 46%.
Официально участники рынка формулу Минпромторга не комментируют. Один из источников "Ъ" отмечает, что концептуально все возможные критерии в ней учтены, причем если раньше размер квоты был относительно "непредсказуем", то теперь будет понятно, сколько компания получит, и можно "увереннее рассчитывать денежные потоки". Он предполагает, что новый механизм останется внутренним документом, то есть официальных постановлений выходить не будет. Другой источник "Ъ" доволен тем, что "наконец начнут учитывать уровень локализации". Между тем, по предположению источников "Ъ", учет локализации снизит долю в господдержке иностранных лидеров рынка — корейских Hyundai и Kia, но это будет не столь критично в силу больших объемов их производства. Один из собеседников "Ъ" добавляет, что никаких финальных решений по распределению средств на второе полугодие еще не принято, и не исключает, что бюджетные средства на программу будут исчерпаны уже осенью.