Признать льготным досрочно
Мэрия Перми найдет поставщика ПО для электронного билета
Мэрия Перми вновь опубликовала проект постановления о внедрении электронных льготных проездных документов. Согласно намерениям чиновников, заработать система должна с 1 ноября в тестовом режиме, а с января — в постоянном. При этом «Гортрансу» уже дано задание на закупку программного обеспечения до 15 августа. Участники рынка считают, что нежелание проводить конкурс на его закупку может означать, что потенциальный поставщик уже выбран.
Администрация Перми намерена с 1 ноября запустить в тестовом режиме эксплуатацию автоматизированной системы учета льготных категорий граждан. Информация об этом содержится в проекте постановления администрации Перми «О мерах по повышению эффективности предоставления дополнительной меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан путем внедрения автоматизированной системы учета пассажиропотока на городском пассажирском транспорте общего пользования города Перми». Этот документ был опубликован на официальном сайте администрации Перми 8 августа и сейчас проходит антикоррупционную экспертизу.
Документ содержит порядок обращения электронного льготного проездного документа (ЭЛПД). Право на его приобретение имеют школьники, студенты и лица, имеющие трудовую пенсию по старости.
Согласно проекту постановления, МКУ «Гортранс» (оператор проекта) до 1 октября должно приобрести необходимое программное обеспечение и запустить центр информационной системы автоматизированной системы учета пассажиропотока (АСУП). До 1 ноября должна быть обеспечена возможность приобретения временных ЭЛПД, а до 31 декабря — ЭЛПД для многоразового пользования. Постоянная эксплуатация АСУП должна начаться 1 января.
Напомним, вопрос внедрения электронных проездных обсуждается в Перми уже несколько лет. Особенно на этом настаивают депутаты Пермской гордумы, которые считают, что электронный учет пассажиров позволит контролировать денежные потоки в транспортной отрасли и тем самым уменьшит затраты на субсидирование городских перевозок из бюджета. Запуск системы откладывался уже несколько раз. В ноябре прошлого года глава администрации Перми Дмитрий Самойлов подписал постановление «О внедрении автоматизированной системы учета пассажиропотока и оплаты проезда на городском пассажирском транспорте общего пользования города Перми», которое регламентировало сроки и порядок внедрения АСУП. Однако претензии к документу возникли у прокуратуры края, и постановление было отменено. Затем документ претерпел несколько изменений.
Начальник департамента дорог и транспорта администрации Перми (ДДиТ) Илья Денисов рассказал, что проект постановления сейчас проходит проверку. Работа системы в тестовом режиме до начала следующего года необходима для того, чтобы отладить оборудование и подготовить льготников к новой системе.
Стоит отметить, что 2 августа начальник ДДиТ подписал приказ на поставку программного обеспечения оператора льготных проездных документов. Господин Денисов подтвердил, что подписал приказ на прошлой неделе, и документ содержит техническое задание на приобретение программного обеспечения. Согласно приказу, закупить его МКУ «Гортранс» должно до 15 августа. Предполагается, что это будет закупка у единственного поставщика.
«В прошлом году мы уже закупили сервер для автоматизированной системы. Необходимо дальше готовиться к внедрению электронного билета», — пояснил господин Денисов. Он также отметил, что система будет синхронизирована с той, что внедрена ПКГУП «Автовокзал» для электронных социальных проездных документов. «Это как банковская карта. Картой любого банка можно расплатиться в любом магазине, и валидаторы можно настроить так, чтобы они смогли считывать данные с льготного проездного», — отметил он.
Генеральный директор ООО «Гольфстрим» (занимается внедрением электронной системы оплаты проезда в автобусах частных перевозчиков с 2012 года. — „Ъ“) Владимир Токарев отметил, что уже ознакомился с предлагаемым постановлением. По его словам, один из наиболее значимых вопросов — как эта система будет синхронизирована с краевой (электронный социальный проездной документ был внедрен весной, оператором выступило ПКГУП «Автовокзал». — „Ъ“). «Есть примеры в других городах, когда в транспорте было по два валидатора и еще билетная катушка. Примерно такая история может быть и у нас. Считаю, что город и край должны были договориться заранее», — полагает он. Господин Токарев также отметил, что сумел подключиться к системе, которую внедрил «Автовокзал». «Два месяца у меня ушло на то, чтоб доказать, что на валидаторе могут стоять одновременно две прошивки — их и моя. Может быть, нам удастся доказать то же самое городу», — отмечает специалист. Он посетовал, что, несмотря на то, что работает в этой сфере уже четыре года, городские власти ни разу не обратились к нему как к специалисту. «Есть своя пермская разработка, но почему-то ее не хотят внедрять. Если закупка программного обеспечения будет не через конкурс, а у единственного поставщика, значит, она заточена под кого-то конкретного», — считает господин Токарев.
«Мы отправляли свои замечания и предложения к проекту постановления еще в июне, когда он впервые был опубликован в рамках оценки регулирующего воздействия. Текущий документ мы не имели возможности оценить, так как он не проходил эту процедуру. Но многие предложения и замечания, как видим из документа, учтены. Хотя ряд пунктов, на наш взгляд, требуют обсуждения, и все будет зависеть от дальнейшей реализации пунктов постановления», — говорит директор ООО «Прокарт» Денис Гвоздев.
В частности, он обратил внимание на то, что регламент технического присоединения поручено разработать и утвердить ДДиТ. «Мы сомневаемся, что это компетенция департамента, и на наш взгляд, это должно быть постановление администрации Перми. Многое будет зависеть именно от этого документа, надеемся, что высказывания официальных лиц об открытости системы и возможности работы разных операторов в Перми найдут свое отражение в будущем документе, и будет исключена ситуация появления оператора-монополиста, с которым должны будут работать все перевозчики», — отмечает директор «Прокарта».