Портовые тарифы раскололи правительство
Возврат к регулированию цен встретил сопротивление Минтранса
Минтранс не поддержал идею ФАС по возврату тарифного регулирования в портах. В своем отзыве в правительство Минтранс указывает на негативные последствия для отрасли: снижение выручки стивидорных компаний, появление проблем с кредитованием и в итоге дефицит перевалочных мощностей. Министерство просит Аркадия Дворковича провести совещание по этому вопросу. ФАС считает, что пострадают только те порты, которые занимаются "финансовыми спекуляциями".
Минтранс раскритиковал предложение ФАС по возвращению ценового регулирования на услуги стивидоров, а также предложенный службой запрет устанавливать тарифы в иностранной валюте. Такое письмо за подписью заместителя министра Виктора Олерского направлено вице-премьеру Аркадию Дворковичу (копия есть у "Ъ"). Минтранс не согласился с выводами ФАС о том, что после либерализации тарифов в 2013 году стоимость услуг в портах выросла в 2,5 раза, а по отдельным позициям — в десять раз. По мнению министерства, учитывая девальвацию рубля, тарифы на погрузку, выгрузку и хранение грузов выросли незначительно: цены в валюте на обработку контейнерных грузов в портах увеличились на 15%, а на перевалку сухих грузов (зерно, уголь), наоборот, снизились.
Также Минтранс отмечает, что совокупная стоимость стивидорных услуг с момента либерализации тарифов не изменилась и "сопоставима с нынешней": устанавливая тарифы, ФСТ учитывала лишь часть доходов и расходов операторов терминалов, а остальные услуги оказывались по свободным ценам. В ведомстве не исключают, что возврат к регулированию цен приведет к возвращению этой схемы. Минтранс не согласен и с доводом ФАС о том, что либерализация тарифов привела к сокращению экспорта. В министерстве указывают, что, за исключением контейнерных перевозок, перевалка экспортных грузов росла.
По прогнозам Минтранса, возврат к ценовому регулированию приведет к "критическому снижению" выручки стивидорных компаний, сложностям с обслуживанием и получением кредитов, в том числе валютных, сокращению иностранных инвестиций, а также может привести к дефициту перевалочных мощностей. Это, в свою очередь, приведет к росту доходов международных трейдеров и демпингу на российские товары, а также создаст преимущества для портов сопредельных государств и сократит налоговые поступления в бюджет.
В итоге Минтранс просит провести совещание в правительстве, обсудив вопрос с участниками отрасли. Министерство ссылается на позицию Ассоциации морских торговых портов, которая полагает, что возврат к тарифному регулированию "перечеркнет многолетние усилия операторов морских терминалов и правительства" создать конкуренцию на рынке стивидорных услуг (см. "Ъ" от 29 июля). Источник "Ъ" в отрасли отмечает, что все предложения по регулированию бизнеса портов "абсолютно бессмысленны", так как от этого получат выгоду в основном нерезиденты. Он подчеркивает, что возврат госрегулирования может привести к сокращению инвестпрограмм, возвращению серых схем работы и уменьшению налоговой базы. С тем, что госрегулирование тарифов ухудшит условия для стивидоров, согласны и аналитики S&P Global Ratings.
ФАС с этими аргументами не согласна. Как пояснил "Ъ" представитель службы, финансовое положение портов не вызывает опасений, "поскольку тарифы в последние годы устанавливались в долларах, а издержки они несли в рублях". По мнению ФАС, в плохом состоянии могли оказаться те порты, которые проводят агрессивную политику слияний и поглощений, а также занимаются финансовыми спекуляциями и для этих целей могли привлекать валютные займы. "Подобная финансовая деятельность никак не связана с обслуживанием и развитием инфраструктуры морских портов",— заявил представитель службы. Для ФАС попытка возврата к госрегулированию тарифов весьма нетипична — до этого служба более десяти лет добивалась либерализации цен во всех отраслях, связанных с естественными монополиями.