УАЗ не идет на повышение
Суд признал незаконными наказания активистки автозавода
Засвияжский райсуд Ульяновска признал незаконными распоряжения о наказании активистки ООО «УАЗ» Юлии Старостиной, полученные ею после ее выступления на митинге с требованиями повышения зарплаты. Среди рабочих основного производства сохраняется недовольство уровнем зарплат, которые, по их словам, в нарушение колдоговора не индексируются уже несколько лет. Профком предприятия поддерживает позиции активистки. Руководство автозавода, напротив, намерено обжаловать решение райсуда, оставив без ответа вопрос индексации. По мнению аналитиков, результат будет зависеть от накала требований, руководство «будет упираться до последнего», поскольку ситуация в автопроме непростая.
В понедельник Засвияжский районный суд Ульяновска признал незаконными дисциплинарные взыскания, наложенные на одну из активисток трудового коллектива — слесаря механосборочных работ Юлию Старостину. Отменены как распоряжения руководства производства сборки и сдачи автомобилей о наказании активистки, так и решение комиссии по трудовым спорам. В суде Юлия Старостина заявила, что считает наказания политически мотивированными, поскольку претензии к ней появились после того, как она выступила на митинге с требованиями повышения зарплаты.
Напомним, как уже сообщал „Ъ“, 26 марта этого года работники автозавода вышли на митинг, организованный ими совместно с местными коммунистами и либерал-демократами. По данным организаторов, на митинге собралось около 350 человек, «из них 110 — действующие сотрудники УАЗа» (по данным УМВД — всего 120 участников). Митингующие требовали индексации зарплат и прекращения сокращений штатов. По словам Юлии Старостиной, еще до митинга рабочим сборочного производства давали понять, что «те, кто пойдет на митинг, будут уволены». Вскоре, уже за отсутствие 29 марта на рабочем месте в течение пяти минут, ей было объявлено замечание, а позднее, за аналогичное нарушение 15 апреля, — выговор. В обоих распоряжениях руководства было предупреждение, что при повторном нарушении может быть более жесткое наказание вплоть до увольнения, в связи с чем работница и была вынуждена обратиться в суд, тем более что комиссия по трудовым спорам ее не поддержала. В суде Юлия Старостина объяснила, что отлучалась «максимум на три минуты, чтобы сходить в туалет, что должно быть уважительной причиной», «к тому же, на качество продукции и работу конвейера это не повлияло». В ходе заседания также выяснилось, что за всю историю УАЗа еще ни разу не было наложено взыскание за пятиминутное отсутствие на рабочем месте.
По словам госпожи Старостиной, весь коллектив производства внимательно следил за ходом суда, поскольку от этого зависит, как и в какой форме ему в дальнейшем защищать свои права. На сегодня, как сообщают сотрудники УАЗа, ситуация с зарплатой остается напряженной (новичок на конвейере получает «чистыми» около 14 тысяч рублей, рабочий четвертой категории — около 18–19 тысяч рублей), но «заводской профком требования рабочих не поддерживает» (заметим, сейчас УАЗ работает в режиме четырехдневной рабочей недели. — „Ъ“). По мнению активистки, несмотря на то, что «индексации зарплаты так и нет, хотя это прописано в колдоговоре», рабочие вряд ли будут выходить на акции протеста. «Постараемся для начала поменять представителей своих цехов в профкоме, ну и проявить активность на конференции по колдоговору (состоится 18 августа)», — сказала она «Ъ“.
Впрочем, первый зампредседателя профкома Родислав Кудряшов сказал „Ъ“, что профком «требования Юлии Старостиной поддерживает». Он признал, что в колдоговоре есть требование индексации, «но ее не было, как и в прошлом году». По его словам, профком ведет переговоры с работодателем по сохранению условия индексации зарплаты, но результат пока прогнозировать трудно. Позицию работодателя он озвучивать не стал, назвав это «коммерческой тайной». «А другим сторонам вмешиваться в данную политику не стоит. Мы решали вопрос и дальше будем решать», — подчеркнул зампред.
Между тем руководство предприятия настроено иначе. «УАЗ намерен обжаловать решение суда, так как вопрос внутреннего распорядка на производстве напрямую связан с обеспечением качества и недопущения критических дефектов, влияющих на безопасность эксплуатации автомобиля, и данные правила распространяются на всех работников производства, независимо от их общественных позиций», — ответил „Ъ“ руководитель департамента информации и общественных связей ООО «УАЗ» Константин Сазонов. Заявив, что «соблюдаются все положения коллективного договора», а за 2015 год «70 % сотрудников УАЗа повысили свой доход на 10–14 %», он отметил, что в то же время «ситуация на автомобильном рынке остается крайне нестабильной», и подтвердил, что «в целях исключения сокращений персонала было принято решение о переходе с 1 июня в режим неполного рабочего времени». При этом «УАЗ увеличил программы адресной помощи», «прорабатывается программа дополнительной занятости, которая позволит сотрудникам увеличить свои доходы», пояснил господин Сазонов, оставив без ответа вопрос, сохранится ли в колдоговоре индексация и будет ли она производиться.
Аналитик ГК «Финам» Алексей Калачев считает, что, «как в любом трудовом конфликте, перспективы будут зависеть от накала требований»: «Если они будут очень острыми, то придется идти навстречу. Но, естественно, руководство будет упираться до последнего, потому что ситуация в автопроме действительно непростая, даже „КамАЗ“, где продажи растут, устраивает перерывы в производстве». По его словам, «рынок пока не восстанавливается», и если в середине первого полугодия намечалось замедление падения, то «июль все перечеркнул, и за полугодие опять падение рынка на 16,5 %». «На УАЗе за полугодие продано столько же автомобилей, как и в прошлом году, но конкретно июль к июлю — падение аж на 36 %, а это тревожный сигнал», — подчеркнул аналитик.