«Чистая победа» Хасана Халмурзаева
22-летний российский дзюдоист стал олимпийским чемпионом в весе до 81 кг
Третье золото для российской сборной на Олимпиаде принес вчера дзюдоист Хасан Халмурзаев, выступающий в весовой категории до 81 кг. Победив в финале американца Тревиса Стивенса, 22-летний дебютант из Назрани стал автором уже второй «чистой победы» в сборной России по дзюдо, в которой в стартовый день Игр отличился Беслан Мудранов (до 60 кг). ВАЛЕРИЯ МИРОНОВА — с подробностями из Рио-де-Жанейро.
Вторая золотая медаль, которую для России в дзюдо завоевал 22-летний дебютант Хасан Халмурзаев, была из разряда ожидаемых. Дело в том, что, во-первых, из памяти еще не стерлась красивая победа спокойного в обычной жизни, но по-спортивному наглого дзюдоиста из Назрани в июньском чемпионате Европы в Казани, в финале которого он играючи расправился со знаменитым чемпионом мира из Грузии Автандилом Чрикишвили. Да и общее количество успешных выступлений юного дарования в различных международных больших и не очень международных турнирах олимпийского сезона оказалось более впечатляющим, чем у других наших представителей этой весовой категории, претендовавших на единственную олимпийскую путевку. И это во-вторых. «Вес до 81 кг — один из самых конкурентных весов в России, поэтому тренеры до последнего момента решали, кто же все-таки поедет в Рио: я или бронзовый призер лондонских Игр Иван Нифонтов,— вспоминает Хасан Халмурзаев.— Я чувствовал, что выбор падет на меня, но раньше официального объявления состава 30 июня радоваться себя запрещал. Уже здесь Эцио Гамба сказал, чтобы я не думал, что олимпийский турнир какой-то особенный. “Ты готовился? Поэтому не переживай, выходи и борись так, как ты умеешь”».
Одно дело сказать, другое — сделать. Конечно, многих своих здешних соперников Хасан Халмурзаев знал не понаслышке. Но кого-то видел впервые. Возможно, поэтому его и потряхивало перед стартовой схваткой с иранцем Саидом Моллаеи. «Вначале вроде боролся нормально, а в конце, чувствую, растерялся. Но все же сумел собраться и довести схватку до победы»,— вспоминает он. Второй поединок с египтянином Мохаммедом Абделалом дался проще и завершился оценкой вазари (10:0). А в четвертьфинале россиянин боролся с бронзовым призером лондонских Игр и медалистом двух последних чемпионатов мира Антуаном Валуа-Фортье из Канады. Пять минут истекли, а на табло — нули. Вроде бы наш дзюдоист все делал, как учили: захватывал визави сверху, старался согнуть его и сковать... А на 26-й секунде дополнительного времени (до первого успешно проведенного приема) он канадца все-таки подсек (вазари). А, пройдя в полуфинал напрямую, сохранил все шансы на итоговую победу.
Но и c Сергеем Тома, хорошим знакомцем-молдаванином, выступающим за ОАЭ, у Хасана Халмурзаева дело вновь дошло до Golden score. Он таки не дал противнику возможности задать свой темп и остановил его на 23-й секунде. Говорит, готовил заднюю подножку с последующим броском через спину, а в итоге бросил Тома через голову ногой изнутри. За что и удостоился высшей в дзюдо оценки — «иппон», что в переводе с японского означает «чистая победа». Кстати, именно эту схватку он теперь считает самой тяжелой на турнире, вспоминая, как простоял непонятные первые пять минут, и как потом четко осознал, что не сдастся ни при каких обстоятельствах.
А в финале, пред которым, как говорят, эмоционально перевозбужденный Эцио Гамба из-за зала уехал, Хасан Халмурзав боролся с Тревисом Стивенсом — ветераном американского дзюдо, ставшим в Лондоне пятым. Их объединяло то, что оба — наш дзюдоист в финале чемпионата Европы, а 30-летний американец в полуфинале несколько минут назад — выбили из числа соискателей главных наград титулованного Автандила Чрикишвили. Россиянин знал, что ему следовало действовать на опережение, чтобы не доводить ситуацию до борьбы в партере, где соперник чувствует себя, словно рыба в воде. Дело в том, что более мощный с виду Тревис Стивенс преподает джиу-джитсу, а, значит, в принципе способен сломать нашего дзюдоиста физически. Выходило так, что россиянин должен был либо бросить соперника, либо постараться опередить его по замечаниям (шидо). Сразу не получилось. Естественно, американец поначалу стремился выжать максимум из своей коронной борьбы в партере. Однако, когда стало очевидно, что этот номер у него не пройдет, упал духом. Тут-то наш дзюдоист очень грамотно распорядился возникшей ситуацией: взяв верхний захват, он просто-напросто Тревиса Стивенса добил. Это была победа. Чистая, во всех смыслах.
«Все получилось, и нет предела радости. Моей и всех причастных к этой победе людей — специалистов и родных, кто готовил и верил в меня,— сказал журналистам олимпийский чемпион.— С обычными турнирами олимпийский не идет ни в какое сравнение. Ведь к нему все готовились прицельно, и в первую очередь психологически. А с американцем, кстати, он хороший и очень сильный парень, я уже боролся и обыграл его в январе. Так что примерно знал, чего от него ждать».