1998 год
"Идиоты" (Дания, Ларс фон Триер), "Торжество" (Дания, Томас Винтерберг) —
последние манифесты в истории кино. "Догма" декларирует правду и ничего, кроме правды жизни. Практикует же максимальную искусственность формы, спекулятивность на грани порнографии и манипуляцию залом на грани гипноза.
"Про уродов и людей" (Россия, Алексей Балабанов) —
шедевр Балабанова, мрачная и бездонная притча. Гротескная история зарождения русского порнокино странно резонирует со всеми трагедиями ХХ века.
"Хрусталев, машину!" (Россия, Алексей Герман) —
мучительный плод десятилетней подвижнической работы режиссера-перфекциониста. Чудо искусства в том, что зрители, принужденные влезть в мундир генерала — жертвы "дела врачей",— массово не кончали с собой от безысходности.
"Спасение рядового Райана" (США, Стивен Спилберг), "Тонкая красная линия" (США, Терренс Малик) —
спор двух великих американских мастеров о том, что такое война. Эффектная сказка или трагедия отчаяния солдата, тем более одинокого, чем больше вокруг него товарищей по оружию.