Минобрнауки преодолевает зависимость от ЕГЭ
Успехи в сдаче госэкзамена больше не будут критерием успешности школ
Минобрнауки рекомендовало российским школам внедрить новую модель оценки эффективности процесса обучения, которая не предполагает учета показателей сдачи учениками ЕГЭ. Ведомство поясняет, что некорректно сравнивать таким образом "уникальный контингент детей и уникальные задачи" каждой отдельной школы. Для более объективного анализа учебные заведения впервые предполагается поделить на кластеры: городские и сельские; малые, средние, большие; обычные и гимназии. Эксперты говорят, что это не отобьет желания у школьных администраций "лучше выглядеть в глазах чиновников".
Новую модель самооценки школ рекомендовал сегодня к использованию в образовательной системе глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов. "Мы считаем, что нельзя оценивать школы только и в первую очередь по результатам единого госэкзамена",— объяснил суть нововведения министр в ходе селекторного совещания в правительстве. Предложенная система оценивания качества деятельности школ и педагогов разработана по инициативе Рособрнадзора и прошла обсуждение на общественном совете ведомства, пояснил он.
Согласно закону "Об образовании" каждая школа должна ежегодно размещать на своем сайте результаты самомониторинга. Процедура нужна для "обеспечения доступности и открытости информации о деятельности организации" и призвана выявлять сильные и слабые стороны учебного заведения. Сейчас одним из ключевых ориентиров являются показатели сдачи Единого госэкзамена. Предполагается, что они будут заменены на пять новых параметров: массовость достижения базовых результатов, развитие таланта, прозрачность и объективность образовательного процесса, качество образовательной среды и результаты участия в региональных и федеральных программах подготовки выпускников.
Так, повлиять на успешность школы могут, например, доступность для учеников с ограниченными возможностями, количество победителей олимпиад разного уровня или наличие бассейна. Кроме того, впервые школы делятся на кластеры: городские и сельские; малые, средние, большие; обычные и гимназии. "Каждая школа и каждый педагог обучают уникальный контингент детей и выполняют уникальные задачи, поэтому сравнение по результатам ЕГЭ некорректны",— пояснили "Ъ" в пресс-службе Минобрнауки.
Отметим, что Минобрнауки последовательно отстаивает идею не придавать большого общественного значения показателям сдачи ЕГЭ. Как сообщал "Ъ" 4 августа 2016 года, ведомство подверглось критике экспертов Высшей школы экономики за то, что раскрывает "далеко не всю информацию, которую ожидают граждане", так что родители не могут сориентироваться в статистической отчетности школ. Поэтому "Открытое правительство" поручило Минобрнауки и Рособрнадзору до конца сентября текущего года подготовить предложения по полному раскрытию всей статистики ЕГЭ.
В последние годы требования родителей к школе начинают меняться и показатель ЕГЭ уходит с первостепенных позиций, считает директор Центра образования "Царицыно" (Москва), народный учитель РФ Ефим Рачевский. "Все больше успешных выпускников девятого класса выбирают профессиональные колледжи",— рассказал он "Ъ". По его словам, даже в успешных школах с высокими результатами госэкзамена процент детей, занимающихся с репетитором, все равно очень высок — поэтому этот критерий не может быть объективным показателем успешности.
Расширение показателей при оценке эффективности образовательной организации поддерживает и учитель истории школы-интерната "Интеллектуал", координатор межрегионального профсоюза "Учитель" Александр Кондрашев: "Предлагаемая модель выглядит намного лучше, чем московский рейтинг школ, в котором родителей обманывают: высокий балл присуждается головной организации объединенного учебного центра, а поступить ребенок может в ее филиал, где качество будет существенно ниже".
Ежегодный топ-300 московских школ, разрабатываемый департаментом образования Москвы, является единственным официальным рейтингом общеобразовательных учебных заведений в РФ. Результаты ЕГЭ имеют при рейтинговании решающее значение, несмотря на рекомендации Минобрнауки.
"Отказ от учета результатов ЕГЭ совершается ради снижения фальсификаций в ходе госэкзамена школами и регионами, но в то же время олимпиадное движение превращается в бешеную гонку, извращая саму идею предметных состязаний ради интеллектуального развития ребенка",— предупредил господин Кондрашев.
"Уже в этом учебном году школы начнут тянуться за новыми критериями, и инструменты, необходимые для саморазвития, которые и должен выявлять самоанализ школы, будут подменяться желанием лучше выглядеть в глазах чиновников",— полагает директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.
До начала учебного года модель будет обсуждаться на "августовских" совещаниях с органами управления образованием в регионах для максимально широкого учета мнений, добавили в Минобрнауки.