Обнажены и очень опасны
Федеральная антимонопольная служба увидела непристойного Босха
Штраф выставка
Вчера Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предупредила представителей центра дизайна Artplay о недопустимости использования в рекламе "изображений непристойного характера". Обнаружены эти изображения были в уличной рекламе выставки "Босх. Ожившие видения".
Как следует из предоставленных "Ъ" материалов ФАС, "с претензией" в антимонопольное ведомство обратился некий бдительный гражданин, чью фамилию в ведомстве не раскрывают. Сделал он это после того, как заметил, что у дома N38 по улице Гончарной установили рекламный щит, на котором, по мнению заявителя, было помещено "изображение непристойного характера". Как выяснилось, речь шла о наружной рекламе мультимедийной выставки "Босх. Ожившие видения", открывшейся 19 марта этого года в центре дизайна Artplay на Нижней Сыромятнической улице.
Одним из элементов этой рекламы был фрагмент триптиха Иеронима Босха "Сад земных наслаждений". Произведение нидерландского художника датируется 1500-1510 годами. Его левая створка изображает первую встречу Адама с только что сотворенной Евой; правую створку принято называть "Музыкальным Адом": здесь в преисподней сюрреалистические монстры мучают грешников, в основном при помощи музыкальных инструментов. А на центральной части, давшей триптиху общепринятое название (оригинальное название осталось неизвестным), на природе нежатся обнаженные мужчины и женщины. Согласно самой распространенной трактовке, Босх изобразил здесь развращенное человечество, всем своим видом и поведением заслуживающее скорейшего перемещения в правую створку. Именно отсюда был взят попавший на рекламный щит фрагмент, показавшийся непристойным неназванному гражданину.
В Федеральной антимонопольной службе жалобу рассмотрели и признали рекламу нарушением ч. 6 ст. 5 закона "О рекламе". Согласно проведенной ведомством экспертизе, изображение содержит "обнаженные тела мужчин и женщин, предающихся любовным утехам с демонстрацией половых органов", что является нарушением закона, запрещающего использовать в визуальной рекламе "непристойные и оскорбительные образы". Сначала ФАС попыталась привлечь к делу ЗАО "Яуза Риэлти", однако в ходе разбирательства выяснилось, что эта компания является лишь собственником выставочного зала. В итоге рекламодателем признали ООО "Управляющая компания "Артплэй"".
Заседавшая в минувший вторник комиссия ФАС признала компанию виновной в нарушении законодательства: реклама, содержащая репродукцию фрагментов триптиха Иеронима Босха, действительно носит непристойный характер, пояснили "Ъ" в пресс-службе ФАС. Ответчику вынесено предписание о прекращении нарушения, представители Artplay, в свою очередь, уже заверили ФАС, что рекламный щит демонтирован. При этом, как подчеркнули в ведомстве, компания еще не оштрафована: в ближайшее время будет заведено дело об административном правонарушении и определен размер штрафа — согласно ст. 14.3 КоАП РФ, размер штрафа за подобные правонарушения составляет от 100 тыс. до 500 тыс. руб. В свою очередь, представители Artplay распространили заявление, в котором сообщили, что Artplay Media обращалась в департамент культуры Москвы, чтобы получить экспертную искусствоведческую оценку фрагмента триптиха. По итогам этого обращения, заявили в центре дизайна, начальник отдела музейно-выставочной работы депкульта Антон Горянов сделал заключение о том, что "изображение на рекламном баннере высокохудожественное, имеет символическое содержание и не носит непристойного характера", однако в ФАС эту информацию во внимание не приняли.
В марте этого года департамент СМИ и рекламы за три дня до открытия "Оживших видений" демонтировал плакаты к выставке на остановках общественного транспорта Москвы, сочтя их непристойными. На провисевших две недели плакатах также были изображены персонажи картины "Сад земных наслаждений". У другого проекта продюсерской компании Artplay Media, занимающейся разработкой мультимедийных выставок оживших полотен, возникли проблемы в Санкт-Петербурге, где гостит экспозиция "Микеланджело. Сотворение мира". Жительница города пожаловалась детскому омбудсмену Северной столицы на то, что размещение копии статуи Давида рядом со школой и лютеранской церковью недопустимо (собственно, в церкви Святой Анны на Кирочной улице выставка и проходит). Организаторы выставки обратили ситуацию в свою пользу и устроили голосование на лучший проект одежды для Давида. Конкурс продлится до 15 августа, в нем еще можно принять участие.