Полевой работник
Ольга Волкова об эпаньоле
Бретань — местность загадочная, суровая и дико романтичная. И не очень-то французская — тут все такое кельтское, с легким друидским налетом. Но именно в этом мрачноватом краю однажды вылупилась такая прелесть, как бретонский эпаньоль.
В слове "эпаньоль" совершенно очевидно есть нечто "спаниельское". Значит, мы имеем дело с бретонским спаниелем? Может быть. Но, скорее всего, нет. То есть неких испанских корней бретонца мы исключить не можем — за полтысячи лет неофициального существования этой породы всякое могло случиться.
В принципе, Бретань — регион прибрежный, рыбацкий. Ну а чем было заняться лихим бретонцам, которым выпало жить вдали от моря? Конечно, охотой, причем по большей части охотой на крошек-вальдшнепов, дичь, весьма ценную с точки зрения французских гурманов. В те давние времена деревенские охотники брали с собой не специальных собак, а так, местных дворняжек, выбирая из них кого поталантливее. И так получилось, что сугубые таланты к охоте проявляли небольшие короткохвостые (или вообще бесхвостые) черные или коричневые песики. К которым в гости то и дело приезжали гордые собаки из Англии — британские охотники любили поразвлечься в Бретани: дичи много, все дешево...
Разумеется, на чужбине они зря времени не теряли: все эти заносчивые английские сеттеры, спрингер-спаниели, вельш-спрингер-спаниели и прочие британские собаки не устояли перед обаянием местных охотничьих псов. Ну и сами понимаете, чем все это могло закончиться. Таким образом, к концу XIX века все так удачно перемешалось, что однажды на собачьей выставке появился первый пес бренда "эпаньоль бретон".
Почему их назвали именно эпаньолями, это загадка, над которой неустанно ломают головы лучшие французские кинологи. Одни считают, что в создании породы все же поучаствовали некие анонимные испанские собаки, другие — что название породы произошло от слова s'espaignir, которое будто бы означает "ложиться" или "вытягиваться". Но поскольку в современных словарях такого глагола не обнаруживается, то все это выглядит как-то странно. В общем, я предлагаю считать это слово старофранцузским или вообще каким-нибудь старобретонским и оставить лингвистические изыскания. Тут главное — что когда-то эта собака и правда ложилась: найдя некую дичь, она быстренько укладывалась рядом, а охотник, по каким-то причинам не имевший ни ружья, ни даже лука со стрелами, накидывал на добычу сеть, которой заодно накрывал и собаку. То есть и наше русское слово "легавая", видимо, родом из тех давних времен... Хотя сейчас легавые собаки при виде добычи на землю уже не падают — они делают стойку. Вот и наш эпаньоль, самая маленькая в мире легавая, тоже давно уже никуда, кроме как на хозяйский диван, ложиться не обязана.
Получается, что породе этой чуть больше ста лет,— но столько прошло именно с ее официального признания, ну а если говорить неофициально, то эпаньоль считается одной из старейших французских пород. И, говорят, она еще и самая популярная в мире французская порода: бретонов и во Франции полно, да и во всем цивилизованном мире немало. Правда, наша страна почему-то предпочитала не замечать этих чудных охотников: к нам первые эпаньоли приехали всего несколько лет назад и пока их у нас всего пара сотен. И сегодня их держат в основном охотники, которые уверяют: бретонец без охоты жить не может, держать его в качестве домашней собачки преступно, а если вам нужен просто любимец-компаньон, заводите кого-нибудь типа болонки!
На самом деле и охотничья собака запросто проживет без охоты, только вместо выслеживания птичек хозяевам придется выдумывать ей другие интересные занятия. А превращать охотника, даже такого маленького, как бретонец, в диванную собачку — это и правда преступление.
Ростом он примерно по колено взрослому человеку, его высота в холке — не больше 50 сантиметров. Шерсть у него длинная, волнами, зато хвоста маловато: бретоны обычно рождаются куцыми, но, если вдруг кому не повезло появиться на свет с хвостиком, ему его, скорее всего, оттяпают: считается, что эпаньолю хвост не к лицу. Окрас — чаще всего бело-рыжий или бело-черный, бывает и триколор; ушки висячие, глазки веселые, физиономия умная и хитрая, ну а нрав — просто золотой. Эта готовая любить весь мир собака — идеальный компаньон практически для кого угодно, кроме совсем уж немощных или патологически ленивых хозяев. Конечно, она дружна с детьми — с кем же еще можно так славно поиграть? Она радостно приветствует встреченных на прогулке добродушных собак — а от злых старается держаться подальше. Разумеется, если бретона загнать в угол, он попробует защищаться, но сам ни на кого нападать не будет: эти собаки даже не представляют, что такое агрессия. Они готовы обожать всех, хоть бы и незнакомых, людей, они всем верят и никого ни в чем плохом не подозревают. Поэтому, если в дом залезет грабитель, единственное, что может сделать с ним эпаньоль — это до смерти его зализать. Конечно, у каждой собаки свой характер, так что я не исключаю появления среди кротких бретонов парочки свирепых воинов-берсерков, но все же по большей части в качестве охранника и защитника эта порода, прямо скажем, никуда не годится. Да и не должна — у нее совсем другие устремления.
И главное из них — это, конечно, охота. Коронная добыча эпаньоля — это вальдшнеп, впрочем, он прекрасно охотится и на перепелов, куропаток, фазанов. Мало того, некоторые французы ходят с бретонами даже на кабанов и оленей — нет, эти собаки не кидаются на могучего вепря, им такие грубости глубоко чужды. Они никого не загрызают, они элегантно находят добычу и указывают на нее охотнику.
И все же бретонец — охотник, и об этом не стоит забывать, когда вы собираетесь знакомить его с вашим любимым попугаем: тут возможны неприятности. Вообще-то эпаньоль чудесно уживается с любыми домашними питомцами, он готов любить и кошек, и черепашек, однако с птицами стоит быть поаккуратнее.
Ну а в свободное от охоты время эпаньоли любят все то же самое, что и остальные собаки. То есть играть, гулять, ласкаться — только всего этого им надо капельку больше, чем кому другому, такие уж они общительные. Да и насчет покушать они тоже крупные специалисты, тут у них на поводу идти нельзя: растолстеют и превратятся в веселый шарик, что мило, но вредно для собачьего здоровья, которое, если хозяин не испортит, у них обычно отменное.
Превращать охотника, даже такого маленького, как бретонец, в диванную собачку — преступление
Как большинство других легавых, бретонский эпаньоль весьма эмоционален и может быть нетерпеливым, однако он вовсе не истеричен. Ему просто хочется, чтобы случилось что-нибудь приятное: чтоб все скорее куда-нибудь побежали, чем-нибудь интересным занялись и вообще принялись осмысленно проводить время. Однако, даже подгоняя хозяина, он вряд ли станет истошно тявкать — эти собаки из молчаливых, лают они редко. А когда все-таки лают, то получается у них это негромко и как-то жалобно, голос у большинства бретонов довольно смешной. Капельку (и тихо!) позволить они могут разве что от волнения или от радости — а как же они рады, когда люди наконец приходят домой! Эти общительные собаки терпеть не могут одиночества. То есть, если надо, они остаются дома одни и ничего плохого обычно не делают, ведут себя тихо (ну это как воспитаете, конечно). Однако знайте: пока вы где-то шляетесь, ваша собака пребывает в унынии.
Он безусловно обожает всех членов семьи, но любит всех по-разному. У него есть хозяин, с которым этот пес ведет себя идеально. И есть все остальные: кого-то из домашних он считает равным себе — его он уважает, но беспрекословного послушания такому не положено. А хозяев третьего сорта — обычно эта роль достается маленьким детям или слабохарактерным старушкам — эпаньоль считает существами хоть и милыми, но низшими, типа щенков, и на их указания он имеет право вообще не обращать внимания. То есть так будет, если эту собаку не воспитывать в правильном ключе: она в любом случае вырастет хорошей, бретона, славного на генетическом уровне, испортить сложно,— но может стать не очень-то управляемой.
Учится эпаньоль легко — умный очень. Причем учится он и за похвалу, и за кусочек, и просто так, ему с людьми интересно. Да, эта собака нуждается в вашем внимании. И будет в нем нуждаться все 15, а то и больше лет своей жизни. С ней надо много гулять, тут парой десятиминутных променадов не обойдешься, эпаньолю нужны нагрузки. С ним надо играть, разговаривать, общаться, его надо гладить, хвалить и любить. Да, два раза в год он будет линять, но кто из нас не линяет? Зато вам никогда не будет скучно — эпаньоль постарается вас развлечь изо всех своих маленьких собачьих сил.
Щенков бретонских эпаньолей (25-40 000 рублей) лучше всего искать на сайте породного клуба http://epagneul-breton.ru. Только вы никому там не говорите, что не собираетесь с ним охотиться (если вы не собираетесь), а то не видать вам щеночка как своих ушей.
Превращать охотника, даже такого маленького, как бретонец, в диванную собачку — преступление