Вы бы где сейчас были?

Как Александр Руцкой, Геннадий Зюганов, Руслан Хасбулатов и другие читатели “Ъ” оценивают путч сейчас

19 августа 1991 года в Москве была совершена попытка государственного переворота. "Власть" решила узнать, как читатели оценивают это событие сейчас.

Фото: Константин Куксо / Коммерсантъ, Коммерсантъ

В кресле председателя Верховного совета. Вообще события тех дней кажутся немного сюрреалистичными: группа лиц предприняла странный шаг захвата власти, причем не проявляя особой агрессии. А народ, тогда еще не столь расслоенный, в каком-то светлом душевном порыве вышел на улицы защищать еще призрачные принципы свободы и демократии. Сейчас такое вряд ли бы было возможно: люди сильно разобщены и отдалены друг от друга финансово, вряд ли они бы вышли на улицы так массово, а если бы это и случилось, то пролилось бы много крови. Очень много злобы накопилось в обществе.

Руслан Хасбулатов, зав. кафедрой мировой экономики РЭУ имени Плеханова, в 1991-1993 годах председатель Верховного совета РФ


Ровно там же, где и был, не на стороне же ГКЧП! Был бы среди защитников Белого дома, рядом с друзьями и с Борисом Ельциным. То, что Советский Союз развалился мирно, в этом большая заслуга Ельцина. Спасти его от развала он не мог, поэтому все было сделано правильно.

Николай Сванидзе, член Совета при президенте РФ по вопросам развития гражданского общества и правам человека


Я всегда был на стороне наведения порядка и строгого выполнения воли граждан. Граждане в марте 1991 года проголосовали за сохранение единого союзного государства, поэтому те, кто пытался его разрушить (горбачевы, ельцины, кравчуки, шушкевичи), государственные преступники. Я был бы на стороне тех, кто бы их арестовал и посадил. В феврале 1991 года было закрытое совещание у Горбачева. Все говорили о тяжелом положении, разрушении управления и о необходимости введения ЧП. Горбачев дал поручения по этому поводу. Так что гэкачеписты выполняли поручения Горбачева. Но он всех обманул, смылся в Форос, а потом на остальных свалил всю вину.

Геннадий Зюганов, лидер КПРФ


На стороне Ельцина. Задавая вопросы: "Почему победил Ельцин?" и "Почему проиграл ГКЧП?", я понимаю, что залогом успеха или поражения являются детали и личность лидера. При всех симпатиях к путчистам, великолепному Пуго, достойнейшему Ахромееву, я убеждена, что судьба переворота была решена режиссером трансляции пресс-конференции ГКЧП — показанные крупным планом трясущие руки Янаева похоронили великую идею путчистов о сохранении СССР. Как знать, чем обернулся бы путч, будь формально во главе него не Янаев, а Пуго. Вообще, тот путч уникален — нечасто победителем становится третья сторона, формально в путче участия не принимавшая. Целью ГКЧП было отстранение Горбачева, а Ельцина всерьез не воспринимал никто.

Татьяна Минеева, вице-президент "Деловой России"


Я бы остался на тех позициях, что и тогда. Несмотря на все пороки, которые имеются в демократическом правлении после этого путча, несмотря на то, что я не восторгаюсь работой многих политических деятелей, которые захватили власть после ГКЧП. Я считал необходимыми преобразования, которые происходили. Я был ужасно огорошен развалом СССР, но, как показало время, выделение самостоятельности в ряде случаев себя оправдало. Хотя вместе мы были сильнее. И мне очень жаль, что Белоруссия, Украина, Грузия — это уже не братья и сестры, а заграница.

Генрих Падва, адвокат


Там же, где и был. Обстановка складывалась так, что никаких других действий и решений быть не могло. В том числе и принятое мною решение срочно лететь за Горбачевым в Форос. Если бы я тогда не привез Горбачева в Москву, неизвестно, чем бы все это закончилось. Это потом многое стало известно: например, то, что ГКЧП был создан Горбачевым весной того года.

Александр Руцкой, в 1991-1993 годах вице-президент РФ, Герой Советского Союза


Я был бы на улице. Сейчас, лучше чем 25 лет назад, я понимаю, что объективные процессы истории нельзя остановить решениями конкретных людей. Опытный политик предпочтет возглавить то, что предрешено, чем противостоять волне, которая его сметает. Был бы ГКЧП или его бы не было, победил он или нет — Советский Союз был обречен. Более того, если бы на месте Горбачева оказался изувер типа Сталина, который залил бы страну кровью, то все равно развал СССР состоялся бы — может, лет на десять позже. И то, что гэкачеписты проиграли, позволило Советскому Союзу распасться без большой гражданской войны. Сегодняшние события на Украине — иллюстрация того, что могло быть тогда во всей стране. Поэтому при том, что я понимаю обеспокоенность ГКЧП, я также понимаю, что ни на что повлиять они не могли.

Михаил Барщевский, полпред правительства РФ в Конституционном и Верховном судах


Подобные гипотетические варианты не имеют права на существование, такие даты не повторяются. Те события просто невозможно забыть. Тогда мы с семьей были на отдыхе в Эстонии. Когда услышали о том, что происходит в Москве, сразу вернулись в столицу.

Сергей Ястржембский, режиссер, продюсер, в 2000-2008 годах помощник президента РФ


Я тогда был дома, а теперь, переосмыслив происшедшее, тем более не стал бы участвовать в тех событиях. Это была какая-то оперетка, которой активно воспользовался Ельцин, чтобы быстрее прийти к власти. Он всегда к ней рвался, а тут такой подарок от путчистов. Ельцин был сильным разрушителем и данную ситуацию использовал идеально. Но, получив власть, в первые секунды даже растерялся и не знал, что с нею делать.

Николай Рыжков, член Совета федерации, в 1985-1990 годах председатель Совета министров СССР

ВОПРОС НЕДЕЛИ / 18 ЛЕТ НАЗАД*


А вы поверили правительству?

Российские власти убеждают население, что цены повысятся незначительно, банки не разорятся и обвального падения рубля не будет.

Как я могу ему доверять, этому правительству, если я не понимаю 95% из того, что говорят эти дяденьки. Для меня это филькина грамота.

Аркадий Арканов, писатель-сатирик


Я никогда никому из членов правительства не доверял. В критических жизненных ситуациях полагаюсь только на свои силы и верю только своим родным.

Владимир Довгань, председатель совета директоров ЗАО "Довгань-холдинг"


Валюту не покупал, нет надобности, а потом ее нигде нет. Кончится паника, тогда посмотрю, что дальше будет.

Борис Грачевский, художественный руководитель киножурнала "Ералаш"


Оно даже не разъяснило, что происходит. Надо вести себя как при кораблекрушении: попал в воду — экономь силы, они тебе могут понадобиться в дальнейшем.

Карен Шахназаров, президент киноконцерна "Мосфильм"


Нынешнее правительство — камикадзе, его подставили. Кириенко похож на убитого жизнью ребенка. Мне очень жаль правительство, потому что кризис — отрыжка политики его предшественников.

Ирена Лесневская, президент телекомпании РЕН ТВ

*Должности указаны на момент опроса.
Вся лента