Светофоры замигают на 422 млн рублей
ЦОДД собирается модернизировать светофорное хозяйство для борьбы с ДТП
Столичные власти собираются вложить 422 млн руб. в модернизацию московских светофоров. Новое оборудование установят более чем в 80 точках по всему городу, чтобы сократить аварийность на перекрестках. Эксперты говорят, что властям теперь нужно выходить на новый технологический уровень: все светофоры нужно объединить в единую сеть и сделать так, чтобы они взаимодействовали друг с другом без проводов.
О планах по сокращению очагов аварийности на столичных дорогах “Ъ” рассказал руководитель московского Центра организации дорожного движения (ЦОДД) Вадим Юрьев. В ближайшее время планируется провести три аукциона для выбора подрядчиков, которые будут устанавливать оборудования в точках, перечень которых уже сформирован ЦОДД на основе обращения граждан, управ, префектур и ГИБДД: в него вошло 81 объект и перекрестки, общая сумма конкурсов — 442 млн руб. В стоимость аукционов включены 32,4 млн руб., которые выделяются на покупку, в частности, 359 транспортных светофоров (регулируют движения автомобилей), 69 поворотных секций, 210 светофоров для пешеходов, 95 устройств для переключения сигнала светофора пешеходами, 329 знаков «Пешеходный переход». Всего планируется построить 68 новых светофорных объектов и реконструировать 13 уже имеющихся.
Как пояснил “Ъ” господин Юрьев, в результате каждый перекресток будет снабжен новыми светодиодными светофорами, устройствами звукового сопровождения пешеходов, а также «тактильными плитками желтого цвета для обеспечения информативности маломобильной группе населения». Все светофоры будут объединены в единую интеллектуальную систему управления дорожным движением: сейчас к ней подключено около 1,7 тыс. светофоров с возможностью централизованного управления.
Светофорное хозяйство Москвы насчитывает 32,4 тыс. светофоров. В 2005 году мэрией было принято решение передать все объекты с баланса УГИБДД Москвы в ЦОДД. Тогдашний глава центра Леонид Липсиц заявил, что московские светофоры находятся «в плачевном состоянии» и их нужно срочно модернизировать. В 2012 году проверка показала, что в Москве есть светофоры, которые вообще никому по документам не принадлежат (на тот момент их было 88 штук), глава департамента транспорта столицы Максим Ликсутов пообещал взять их на баланс города.
Цена, судя по тендерной документации, сильно зависит от объекта. Так, к примеру, комплекс мер по снижению аварийности (установка светофоров, знаков и т. д.) в конце Варшавского шоссе оценен ЦОДД в 10 млн руб., на Краснодонской улице — в 1,9 млн руб. Как пояснили “Ъ” в ЦОДД, конечная стоимость зависит от многих факторов, например от удаленности точки подключения питания для светофоров (она может быть как в десятках, так и в сотнях метрах от перекрестка), размера перекрестка и количества необходимых светофоров. Что касается стоимости самого оборудования, то предварительный анализ, проведенный “Ъ”, показал, что в сети есть магазины, продающие светофоры дешевле, чем предлагает ЦОДД (по 16–18 тыс. руб.). «Стоимость светофора формируется по средней стоимости коммерческих предложений от фирм производителей, в адрес которых предварительно направляется соответствующий запрос,— пояснил “Ъ” Вадим Юрьев.— На стадии согласования закупка (в том числе стоимость светофоров) проходит через процедуру экспертизы НМЦК (начально-максимальной цены контракта) в Мосгосэкспертизе».
В последнее время ЦОДД регулярно вкладывает значительные суммы в светофорное хозяйство. Так, в сентябре 2015 года центр заключил контракт на 49,4 млн руб. на поставку 1,5 тыс. светодиодных светофоров с ООО «Старт-Недвижимость». В декабре 2015 года был проведен еще один такой тендер уже на 79 млн руб., его выиграло ООО «НМК “Система”». Проводятся и отдельные тендеры для конкретных объектов: например, светофорный объект на пересечении улиц Софьи Ковалевской и Ангарской обошелся городу в 4,9 млн руб., на пересечении Севастопольского проспекта и Зюзинской улицы — в 7 млн руб. В 2015–2016 годах в городе, по данным ЦОДД, было установлено 75 новых светофоров. Кроме того, активно собираются жалобы от граждан на работу светофоров: ежедневно обрабатывается около 400 заявок. За семь месяцев 2016 года ЦОДД обработал около 27 тыс. жалоб, за год число заявок сократилось на 16%.
Главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Александр Кулаков говорит, что модернизация светофоров даст ряд важных преимуществ. Так, к примеру, диодный светофор потребляет меньше энергии и лучше виден во время дождя и тумана. Важную роль, по словам господина Кулакова, играют и контроллеры: в них «зашиты» различные программы управления движением. «Весь день фазы работы светофоров не могут быть одинаковыми, ведь в течение дня трафик меняется, с одной стороны машин больше подъезжает, с другой меньше,— пояснил он “Ъ”.— Старые контроллеры могли содержать максимум восемь программ управления, новые — до 40». Профессор Московского автомобильно-дорожного института Султан Жанказиев говорит, что при текущем высоком уровне загруженности улиц светофор — едва ли не основной инструмент по регулированию трафика. Замена оборудования более современным — важный этап внедрения интеллектуальной транспортной системы, говорит он. «Главный вопрос — насколько московские светофоры скоординированы между собой,— говорит он.— В единую систему соединено около 40% объектов, но доля эта должна быть увеличена, в частности за счет светофоров, обеспечивающих транспортную связанность районов». В связи с этим возникает и еще одна проблема, говорит господин Жанказиев: нужны мощные каналы связи. «Старая проводная связь такую нагрузку уже не потянет, нужен переход на оптоволоконную или беспроводную GRPS-связь для передачи данных между светофорами,— объясняет он.— В идеале нужно, чтобы новые светофоры эти технологии поддерживали».