Автопром ставит на Испанию
Второй в Европе по объемам автопроизводства рынок привлекает новые инвестиции
Благодаря реформе трудового законодательства и относительно низкой стоимости рабочей силы Испания стала одной из самых привлекательных стран в Европе для инвестиций в производство автомобилей. Планы по строительству новых мощностей или расширению существующих уже объявлены немецкими и американскими автоконцернами, а также производителями компонентов.
По итогам прошлого года здесь было произведено рекордное количество автомобилей — 2,7 млн, 80% из которых пошло на экспорт. По объему автопроизводства Испания уже сейчас занимает второе место в Европе, уступая только Германии и опережая более крупные и богатые страны, такие как Великобритания и Франция. В мире же по этому показателю испанский автопром занимает восьмое место. В прошлом году испанские и британские заводы японской Nissan произвели 581 тыс. машин.
Рост автопроизводства в Испании вызван целым рядом факторов — в 2012 году было значительно упрощено местное трудовое законодательство, что позволило быстрее решать споры с профсоюзами. «Реформа трудового законодательства позволила нам смотреть в будущее с оптимизмом»,— отметил в интервью The Wall Street Journal Йоахим Хинц, директор по финансовому планированию испанской компании Seat, входящей в концерн Volkswagen. В прошлом году этот немецкий автопроизводитель заявил о планах инвестировать €1 млрд в свой завод в испанской Памплоне, где будут выпускать новое поколение компактов Polo. Инвестиции позволят увеличить штат предприятия на 500 человек, доведя его до 4,5 тыс. Из €4,8 млрд, инвестированных германским бизнесом в Испанию в прошлом году, €4 млрд пришлись на автопром и сопутствующие отрасли — цитирует WSJ статистику специализированного издания fDi Markets.
Впрочем, интерес к Испании демонстрируют не только европейские соседи. Американский Ford в настоящее время проводит программу расширения производства на своем заводе в Валенсии, куда он в 2014 году перенес из Бельгии производство моделей Mondeo, Galaxy и S-Max. До 2020 года американцы намерены вложить в валенсийский завод €2,3 млрд, сделав его своим крупнейшим предприятием в Европе. Сами автопроизводители отмечают, что Испания привлекает их не только относительно недорогой рабочей силой, но и наличием местных производителей автокомпонентов, крупнейшим из которых является компания Gestamp. Она производит элементы ходовой части, педальные блоки, бамперы и другие компоненты для 20 стран мира. В момент своего создания в 1997 году эта компания обслуживала только Seat, однако довольно скоро количество ее партнеров заметно выросло. В 2011 году испанцы купили подразделение немецкой Thyssen Krupp — ThyssenKrupp Metal Forming, доведя свою годовую выручку до €6 млрд, а количество рабочих мест — до 32 тыс.