Региональным банкам пропишут посредников
ЦБ уточняет правила межбанковского кредитования
Схема межбанковского кредитования для небольших региональных банков меняется. Работать друг с другом напрямую они больше не смогут. Обеспеченные сделки (своп и репо) будут проводиться только через центрального контрагента. Необеспеченные же заведут на специализированные электронные торговые площадки, к которым будут предъявляться особые требования. Изменения в законопроект о статусе региональных банков, вероятно, будут внесены в ближайшее время.
В конце прошлой недели состоялось совещание банковских казначеев с представителями ЦБ, на котором обсуждались детали новой схемы межбанковского кредитования (МБК) для банков, получающих с 2018 года статус региональных (банки с капиталом менее 1 млрд руб. и активами менее 7 млрд руб.). Таких в системе сейчас около 300. Региональным банкам будет запрещено совершать сделки в рамках МБК друг с другом напрямую, чтобы сделать систему межбанковского кредитования более прозрачной.
При этом в законопроекте, вносящем изменения в закон о банках и банковской деятельности, не уточняется, какие именно сделки в рамках МБК региональные банки будут обязаны заключать с центральным контрагентом (ЦК). Это вызвало опасения у представителей банковского сообщества, поскольку значительно увеличивало их расходы на совершение операций МБК. "В законопроекте нет разделения на операции с обеспечением и на операции без обеспечения. Но проводить необеспеченные сделки через ЦК — это нелепость. Мы предложили завести сделки без обеспечения на электронные торговые площадки в режиме pre-trade, то есть без выполнения расчетно-платежных функций и взятия на себя кредитного риска. И получили в этом поддержку от регулятора",— говорит президент Московской международной валютной ассоциации (ММВА) Алексей Мамонтов.
В ММВА также разработали и предложили на рассмотрение ЦБ критерии, которые могли бы стать основой законодательных требований к таким площадкам. Главный — площадка не должна иметь статуса организатора торгов (то есть лицензироваться ЦБ как биржа). Таким образом, из списка претендентов выпадет, например, Московская биржа.
Кроме того, ее центральное ядро должно в обязательном порядке находиться в российской юрисдикции (следовательно, исключается участие Thomson Reuters и Bloomberg). Площадка также должна соответствовать высоким техническим требованиям, например о наличии автомэтчинга — системы автоматического заключения сделок по стакану цен, и иметь информационное соглашение с ЦБ об обмене данными, предоставлении просмотровых паролей и торговой статистики. Средневзвешенная ставка, рассчитываемая на таких площадках, в дальнейшем могла бы рассматриваться как сертифицированный индикатор денежного рынка. Создавать с нуля такие площадки не придется — они уже существуют (например, торговая система DELTA (под эгидой ММВА), RTS Board (НП РТС)). "На текущий момент у нас нет концептуальных разногласий с регулятором. Посмотрим, как будет идти дискуссия при разработке конкретных требований к электронным торговым площадкам. Очень важно то, что законопроект ложится на уже готовую инфраструктурную базу",— сказал первый вице-президент НП РТС Андрей Салащенко. По информации "Ъ", в ЦБ сочли рабочий набор критериев "разумным". Официальный комментарий ЦБ получить не удалось.
Однако маленькая победа рынка, отвоевавшего право не платить организатору торгов за необеспеченные сделки, все равно не решает проблему роста расходов для небольших банков. "С одной стороны, декларируются послабления операционной нагрузки, а с другой — вводятся фактически дополнительные налоги в пользу ЦК",— говорит первый зампред Руна-банка (капитал на 1 июля — 435 млн руб.) Александр Арифов. За услуги электронной площадки также придется платить.
Тем временем, по информации "Ъ", список кредитных организаций, которые будут лишены права кредитовать друг друга напрямую, может быть значительно расширен. "Вполне возможно, что критерии объема капитала для региональных банков изменятся в большую сторону",— сказал источник, знакомый с ситуацией. Кроме того, пояснил собеседник "Ъ", новая схема МБК в дальнейшем может быть распространена на всю банковскую систему в целом. "Мы хотим эту схему выстроить так, чтобы она объединяла не только банки второго и третьего круга, но и крупные банки",— подтверждает господин Мамонтов. Но, по словам зампреда правления Азиатско-Тихоокеанского банка (капитал на 1 июля — 14,3 млрд руб.) Вячеслава Андрюшкина, для крупных банков потенциальный рост расходов не будет представлять проблемы.