Правила игры

должны соблюдаться, иначе и начинать игру не стоит, считает руководитель группы ТЭКа Юрий Барсуков

Вопрос о судьбе газопровода Nord Stream 2, которая еще недавно выглядела безоблачной, в нынешней ситуации приобретает более глубокое значение. Речь идет не только о больших деньгах, энергобезопасности и разделении рынков на годы вперед, но и о базовом доверии между Россией и странами Старого Запада, прежде всего Германией. Когда о Nord Stream 2 было объявлено год назад, казалось очевидным, что без обещаний поддержки со стороны Берлина немецкие компании не могли бы войти в проект, а сам он не имел никаких перспектив.

Фото: Геннадий Гуляев, Коммерсантъ

Условия такой поддержки потом сформулировал вице-канцлер ФРГ Зигмар Габриэль: Россия обязуется, что Nord Stream 2 не приведет к полному прекращению транзита газа через Украину, а сам проект будет реализован в полном соответствии с законодательством ЕС. В обмен, как говорили мне источники в компаниях, участвующих в проекте, власти Германии обещали уладить все регуляторные вопросы как на территории страны, так и с другими членами ЕС. "Газпром" свои обязательства выполнил — по данным "Ъ", компания изначально была против подачи ходатайства польскому регулятору, но западные члены консорциума заявили, что так будет юридически правильно. В итоге Польша, которая вообще в строительстве газопровода никак не участвует, получила возможность блокировать процесс, консорциум развалился, и "Газпром" остался в проекте один.

Едва ли имеет смысл упрекать в чем-либо западных членов консорциума, потому что никакой европейской компании, будь она даже такой крупной, как Shell, не хочется входить в прямой конфликт с государством или Еврокомиссией. Еще меньше смысла упрекать польские власти, отношение которых к Nord Stream 2 всегда было последовательным и непримиримым, и ожидать от Варшавы чего-либо, кроме блокировки СП по проекту, было бы странно. Однако налицо тот факт, что власти Германии — по причинам, обоснованность которых сейчас сложно объективно оценить,— не обеспечили проекту достаточную поддержку.

Вчера в Минэкономики ФРГ заявили, что Nord Stream 2 должен быть продолжен "Газпромом" в одиночку. Это совсем не то, о чем стороны договаривались год назад, и теперь все риски проекта перекладываются на российскую компанию. А сейчас у нее нет даже новых контрактов с европейцами с условиями take-or-pay по Nord Stream 2, и в случае чего европейские партнеры могут отойти в сторону и оставить "Газпром" с недостроенной трубой. Причем риски "Газпрома" — как финансовые, так и репутационные — будут только увеличиваться по мере того, как проект будет продвигаться вперед. Без политических и экономических гарантий для "Газпрома" было бы разумнее приостановить проект — как бы болезненно это ни было с репутационной точки зрения,— нежели вновь ступить на такой знакомый путь South Stream.

Вся лента